В гостях у вихтелей или чаепитие с Роземарией Мюллер. Часть 2. Интервью.

29.07.2013

О.Г.: Говорят, все мы родом из детства. А каким было Ваше детство? Как оно привело Вас к Вашей профессии?

Р.М.: Ребенком я много и с большим удовольствием играла с куклами. И мастерила. Рисовала, что-то клеила, лепила. Я, кажется, испробовала все материалы, которые тогда существовали. Мои родители меня всегда очень поддерживали. Они всегда помогали достать какой-нибудь материал и никогда не говорили мне "нет". Для них было очень важно, чтобы я оставалась творческим человеком. Особенно для моего отца, он ведь тоже был очень одаренным - как художник и как музыкант. Это часто очень тесно связано между собой. Но специально я нигде не училась, все навыки и умения я приобрела сама. Правда, я посещала занятия по моделированию у Ренаты Хёкх - это было необходимо для того, чтобы познакомиться с основами кукольного мастерства: как делать гипсовые формы для отливки и т.д.


Роземария Мюллер с одним из своих фарфоровых малышей (фото с сайта автора).

О.Г.: А когда Вы начали серьезно заниматься куклами? И почему вообще - куклы?

Р.М.: Это было очень интересно! Я случайно наткнулась на телевизионную передачу, в которой рассказывалось о том, как делают репродукции антикварных кукол. Меня это очень увлекло, и я отправилась на специальные курсы, захватив с собой свою свояченицу (жену брата). В то время я уже была знакома с моим мужем (Вилли Мюллером, прим. О.Г.), у меня было двое детей от первого брака и третий - совместный - был уже "в пути". И Вилли тоже сказал мне: "Иди!" 

Потом я посещала еще одни занятия, а чуть позже купила печь для обжига и начала делать кукол сама, но это были исключительно реплики. Искусству создания аутентичных реплик старинных кукол я также училась на курсах – у Карин Элл Стэнтон в Лимбурге, недалеко от нас. Я даже получила сертификат преподавателя, который позволял мне самой вести подобные занятия, а также приобрела необходимые знания о том, как какая кукла расписывается. Но вскоре я поняла, что кого-то копировать для меня недостаточно. А потом я услышала от Маттиаса Ванке (предприниматель, учредитель первого объединения европейских художников-кукольников, организатор первых выставок коллекционных кукол в Германии и Европе; знаковый человек в кукольной индустрии, благодаря которому, по мнению многих, коллекционная кукла стала именно тем, чем она является теперь. Прим. О.Г.) про занятия по моделированию у Ренаты Хёк. И тогда-то вот все и началось. После этого я уже не делала репро-кукол, которыми занималась целый год. Теперь меня полностью поглотило создание своих собственных кукол. Делать что-то свое, испытывать на практике свои знания - вот самое главное для меня! Всегда быть креативным!

О.Г.: А с каким материалом Вам больше всего нравится работать? Моделируете Вы из глины, потом...

Р.М.: ...Потом я делаю фарфоровую куклу. Я в любом случае сначала создаю куклу в фарфоре, целиком. Потом на ее основе получают силиконовую форму, в которую заливают воск. Когда он затвердевает, его немного дорабатывают и погружают в гальваническую ванну, из которой уже достают гальваническую форму для отливки виниловых частей...

Когда-то я пробовала работать с "моделеном", но по своей консистенции он был мне вообще не очень приятен. Я слепила как-то раз головку, мне она, если честно, не очень нравилась. Вылеплена она была хорошо, просто сам материал был не мой. А на следующий день я хотела ее подкорректировать и обжечь. И когда я эту голову запихивала в духовку, она упала и сломалась. И я просто взяла и выкинула ее в мусорное ведро. На этом история с "моделеном" закончилась.

О.Г.: Действительно, каждый автор ищет свой материал. К примеру, Хильдегард Гюнцель в самом начале работала с цернитом, и ей было нелегко заставить себя отказатъся от него и перейти к фарфору. Тогда не было ни такого выбора материалов, ни возможностей получить от кого-то нужный совет...

 
Одна из ранних работ Хильдегард Гюнцель (фото из интернета).

Р.М.: Да, в те времена, когда Хильдегард Гюнцель начинала работать (конец семидесятых-начало восьмидесятых), я об этом еще даже и не думала. К этому поколению принедлажат Рената Хёкх, Аннетте Химштедт... Они начинали все вместе. И тогда не было никакой литературы. Первые книжки были выпущены самой Хильдегард Гюнцель, которая рассказывала о том, как работать с фарфором. О создании репро-кукол уже существовали издания, но о том, как моделировать кукол - здесь Гюнцель была первой. Но тем, начинавшим, приходилось самим всему учиться методом проб и ошибок. Мастерам, пришедшим позже, было легче - им уже было, у кого учиться.  


Книга, изданная Хильдегард Гюнцель в 1992 году: "Как делать коллекционные куклы самостоятельно. Куклы с фарфоровыми головами: лепка, создание форм, отливка, обжиг, роспись, 290 шагов." (Издательство Augustus Verlag, 3-е издание).

О.Г.: А еще, как мне кажется, заслуга тех "первопроходцев", была именно в том, что они пробудили интерес к коллекционной кукле. Они дали последователям мотивацию пробовать - как любителям, так и профессионалам. Ведь кукла как предмет коллекционирования не была еще распространена в те времена.

Р.М.: Да, фарфоровые куклы были известны из прошлого, их уже тогда производили на фабриках. Но проблема заключалась еще и в том, что раньше фарфор обжигали при гораздо более высоких температурах. Сегодня обжиг происходит при 1230 градусах, а тогда это делали при температуре выше 1300 градусов Цельсия! Сейчас просто нет таких печей для обжига, доступных любителям, которые достигали бы такой температуры. Тогда сам фарфор был другой. Нынешний фарфор благодаря определенным добавкам можно обжигать и при более низких температурах. А старый фарфор - он был еще и намного более чувствительный. Он был более тонким. Мои куклы имеют толщину минимум 6-10 мм. Это дает мне то преимущество, что я не должна детально прорабатывать уши в самой гипсовой форме, а могу дорабатывать их, когда части уже отлиты в фарфоре и находятся в состоянии "твердой кожи", т.е. еще пластичны в течение примерно 10-20 минут, потом фарфор становится хрупким. Поэтому для таких маленьких кукол как вихтели у меня всего две базовые формы, но я могу сделать из них бесчисленное множество разных головок, дорабатывая их уже в фарфоре... Таким вот образом человек и учится моделировать. Здесь очень много тонкостей.


Фарфоровая девочка-вихтель Spatzi (фото с сайта Роземарии Мюллер).



Фарфоровая сплюшечка Liesel (фото с сайта Роземарии Мюллер).



Фароровая малышка Greta (фото с сайта Роземарии Мюллер).
 

Фарфор - высокочувствительный материал. Если на него слишком сильно надавить, а потом отправить в печь, то после обжига он может просто развалиться. Говорят, что фарфор все помнит. Он всегда старается принять свою первоначальную форму. Нажимать на него можно только очень осторожно, аккуратно. Его толщина при этом ни в коем случае не должна меняться. Одним словом, фарфор - очень сложный материал. Если бы Вы знали, сколько я его перепортила, сколько повыбрасывала! Ты ставишь его в печь, и если ты допустил, к примеру, какую-то ошибку, то ты вынимаешь все испорченным и не можешь понять, в чем была причина. Так работу целой недели можно погубить в течение всего двух часов... У меня вот тут стоит куколка, у нее тельце целиком отливается в одной форме, только ручки отдельно. Ножки и тельце - одна форма. И из каждых десяти таких отлитых форм как минимум шесть мне приходилось выбрасывать, все остальные были с трещинами. Как мне было жалко! Я ненавидела эти форму! Но я должна была доделать работу, эта куколка была очень популярной.


Я всегда делала три варианта головок для каждой куклы. У меня была просто какая-то потребность сделать одного негритенка… Ой, кажется, сейчас так нельзя говорить. Словом, африканца (смеется), одного азиата и одного европейца. И, разумеется, у них были все отличительные признаки. Не просто коричневый или желтый тон кожи. У африканцев должен быть широкий нос, полные губы и немного выдающаяся вперед нижняя часть лица. У азиатов практически плоские, широковатые лица. Индийцы имеют более вытянутые лица. Ну и, разумеется, разрез глаз. У китайцев это ведь не просто глазки-щелочки. Здесь самое важное - это веко, оно должно быть более округлым. Многие об этом забывают. Они думают, что достаточно им сделать узкий разрез глаз - и все. У китайцев бывает даже так, что веко выдается вперед дальше, чем лоб. Так "экстремально" я его не лепила, такие куклы, вероятно, не были бы приняты. Азиаты - да, но не так кардинально. Если это чересчур аутентично, это не нравится. Должно быть немного стилизованно. Вот, например, девочка-вихтель – азиаточка: у нее лишь слегка приплюснутое личико, черты только немного намечены, обозначены.


Фото с выставки Eschwege 2012.
 

О.Г.: А как появились на свет вихтели?

Р.М.: Мне всегда хотелось попробовать что-то новое, но пришла я к этому не сразу. Куклы, которых я делала до этого, - это изображения детей, больших или маленьких. Вихтели же - больше карикатуры, немного упрощенные и стилизованные куклы...

Однажды мне пришла в голову идея слепить именно такую куклу с минимумом деталей. Самое главное, разумеется, должно было остаться на своих местах, но образ я хотела "сократить" до определенного мимического выражения. Все произошло благодаря одному случаю. Моя дочь должна была выполнять годовой проект для Вальдорфской школы (это было в 2000-2001 г.г., ей тогда было 14-15 лет). И она захотела слепить куклу. Я нарисовала ей свой вариант кукольной головки, а она - свой... В специальном альбоме она детально задокументировала все этапы этого процесса. И у нее, я считаю, очень хорошо получилось! Куклу звали Эмма. Тельце для нее она шила тоже сама, сама кроила. Ну, немножко я ей помогала, конечно. У нее все же было недостаточно опыта. Но она получила огромное удовольствие! Куколка получилась довольно тяжеленькая, потому что тельце было наполнено овечьей шерстью и утяжелено песком. Это и был, по сути, первый вихтель.

О.Г.: А сейчас Ваша дочь имеет какое-то отношение к куклам, кроме того, что ее можно увидеть вместе с Вами на выставках? Коллекционирует ли она их?

Р.М.: Нет! (смеется) Но она во многом помогает мне: расписывает тельца, одевает кукол... Так вот, первых своих вихтелей я делала тоже с тряпичным тельцем. Их включил в свою линейку "Sigikid" и превратил в игровых кукол. Но потом я подумала, что неплохо бы сделать к ним и тельце. И я слепила куклу целиком из глины. Как Вы знаете, потом на основе глиняной модели изготавливаются гипсовые формы, а затем уже отливаются части из фарфора.


Кукла Freddy для немецкой компании Sigikid

А поводом для этого стала выставка, организованная VeP (Verband Europäischer Puppenkünstler - Объединением Европейских Художников-кукольников, прим О.Г.), которая должна была проходить в начале 2007 года в Оберхаузене. Темой этой выставки были сказки. И мне непременно хотелось создать Белоснежку и семерых гномов. Белоснежка у меня была уже готова. Это куколка практически целиком была изготовленна из фарфора, лишь только «шортиковая» зона была набивной.


Белоснежка (фото с вихтель-форума).

Для фартучка Белоснежки я использовала сиреневую рубашки Вилли. Я знала, что он должен быть непременно такого цвета, и искала подходящий материал. Я заглянула в шкаф, и тут мне попалась на глаза нежно-сиреневая мужнина рубашка... (смеется) В "Карштадте" (сеть крупных универмагов в Германии, прим. О.Г.) я первым делом всегда направляюсь в отдел мужской одежды и покупаю мужские рубашки самых больших размеров. Особенно хорошо это делать во время распродаж! У рубашек, как правило, мелкий приятный рисунок, и сшиты они из высококачественных тканей.

Так вот, возвращаясь к Белоснежке... Я мечтала вообще сделать что-то менее привычное - Белоснежку в национальном баварском платье и гномиков-детей, а не маленьких старичков. И теперь мне были нужны гномы.

И я уселась за работу - взяла комочек глины и начала лепить. Это должны были быть маленькие существа, целиком изготовленные из фарфора, и у всех разные головки. Я, позабыв обо всем на свете, погрузилась в мир собственных фантазий. И у меня так лихо все получалось: раз - и первый вихтель был готов! Дальше - больше! Дело шло все быстрей и быстрей, я была на самом деле в своей стихии.

Я слепила одно тельце и семь разных головок. Все они были целиком из фарфора. Когда я сделала первую головку, мой муж сказал: "Ну, с одной головой это еще не так сложно". Потом я слепила вторую, третью, и Вилли заявил: "Ну, все, вот на этом твоя фантазия иссякнет!" Но мне приходили в голову все новые и новые идеи!


Гномики (фото с вихтель-форума).

Вилли прилежно помогал мне с созданием новых форм для фарфора. Потом мне пришла в голову идея, сделать вихтелей анатомически корректными. Мне казалось, это будет забавно, потому что я никогда не принимала тот факт, что куклы должны быть бесполыми существами.

В конце-концов, передо мной рядком стояли пятнадцать готовеньких форм: семь головок, два тельца, одна пара ручек и две пары ножек - стоячие и сидячие. Это было так здорово!

Затем я неделями просиживала в своей мастерской, шлифуя фарфоровые части. Я уже, наверное, и сама наполовину превратилась в пыль, потому что вытяжка, которая мгновенно засасывала мельчайшую пыль, была у меня чересчур уж громкая.


Вся компания в сборе (фото с вихтель-форума).
 

И вот, наконец, я могла заполнить печь для обжига! Следующую ночь я почти не спала, потому что у меня уже частенько случалось, что в фарфоре при обжиге возникали трещины. Но все прошло хорошо и теперь уже я не могла дождаться, чтобы поскорей приступить к росписи частей, а после шестикратного запекания красок - к сборке куколок.

Как я была счастлива, когда на меня, наконец, весело глядели семеро маленьких гномиков-вихтелей - мальчиков и девочек! Они были еще голенькими, и тут я снова быстро перешла к действию. Все выкройки у меня уже были в голове, и мне нужно было только перенести их на бумагу. После продолжительных поисков все материалы были также найдены, и я на несколько дней уселась за швейную машинку.

Процесс одевания был самым приятным, и теперь они, наконец, совсем ожили! А я - я была на седьмом небе от счастья!




В начале 2007 года я показала этих вихтелей каналу HSE24 (Home Shopping Europe - телемагазин в Европе, в котором раньше продавались коллекционные куклы под маркой Masterpiece, прим. О.Г.). Но интереса к ним сперва не было. И только спустя полгода они снова объявились и изъявили желание "попробовать" с двумя из гномиков. Осенью 2007 года на выставке в Эшвеге я впервые представила Purzel и Putzi, и резонанс был невероятным! Потом я выступала с этими же детками на канале HSE24 в Мюнхене (как же я была взволнована тогда в прямом эфире!). И уже через три минуты обе куклы были проданы! Это меня просто ошеломило, а Вилли разве что только не выпрыгивал из штанов от радости! Теперь, разумеется, они захотели выпускать и других вихтелей, и вскоре на HSE24 их называли никак иначе как «самопродающимися».


Brummel und Spatzi с престижнейшей наградой DOTY 2008 (фото с сайта Роземарии Мюллер)



Stella и Rudi (фото с сайта Роземарии Мюллер)


Мюллер-вихтели быстро стали совершенно самостоятельным явлением на кукольной сцене. Очень многие счастливые коллекционеры писали и звонили нам тогда, чтобы поблагодарить за гномиков.

В общей сложности я сейчас слепила уже 53 разных молда для вихтелей в фарфоре! Но не все из них я, конечно, могу отдать в производство, чтобы их отлили в виниле - некоторые, как, например, тот, с прищуренным глазом, достаточно специфичны. Хотя он и был представлен на канале HSE24. Но для меня сейчас это не было бы рентабельным. Затраты слишком большие.


Zausel. Masterpiece. Промо-фото


О.Г.: У Вас на настоящий момент уже есть как минимум 16 разных молдов в виниле!

Р.М.: Да, и когда ты вставляешь куколкам другие глаза, приклеиваешь другой парик, - это уже совершенно новые характеры! Столько много возможных вариаций! Глаза могут смотреть вправо или влево... Мне самой больше всего нравится именно такое позиционирование, но, к сожалению, сегодняшняя тенденция - прямо смотрящие куколки. Для меня это немного скучновато...


Liza. Единственный экземпляр, 2013.  Промо-фото

О.Г.: Глазки, смотрящие в сторону, сложнее позиционировать, не правда ли?

Р.А.: Да, это так. Поэтому я пользуюсь следующим приемом: у меня в мастерской висит лампа, и я, когда позиционирую глаза, слежу, чтобы световая точка от нее отражалась в каждом глазике симметрично... Очень жаль, когда глаза вставляют непрофессионалы, которые даже не знают, как они должны выглядеть. Такие люди просто этого не видят! Я с этим уже много раз сталкивалась. И сама переделывала многих кукол от Masterpiece, например. Искусственные глаза часто дают трещины. А когда вставляешь новые стеклянные глаза - это уже совершенно другая кукла, в это стоит вложиться! Стеклянные глаза, а если еще и новый паричок из натуральных волос - и готово!

О.Г.: Задумывались ли Вы о том, чем бы Вы хотели заняться в будущем? Помимо вихтелей?

Р.М.: Когда я выйду на пенсию (смеется), я бы очень хотела поэкспериментировать. Просто делать то, что мне нравится, то, что вполне необязательно будет продаваться. Просто для себя. Может, конечно, я и буду что-то делать на продажу, но не в таком направлении, как сейчас. Что-то, имеющее большее отношение к искусству. Как, например, то, что стоит в шкафчике в прихожей (см. первую часть публикации).


Фото с выставки Eschwege 2012.


Хочу попробовать различные материалы. Но сейчас, я должна сказать, создание вихтелей приносит мне огромное удовольствие! И, в первую очередь, потому, что я получаю такую отдачу! Столько благодарности от людей! Я дарю людям радость, и она ко мне возвращается! Это же здорово! Для меня в создании кукол это самое важное! Это даже не из-за того, что я делаю что-то особенное. Кукла не должна быть совершенной. Она должна трогать душу! И я всегда это чувствую, как резонанс. Это именно то, чем я всегда хотела заниматься. И чтобы к этому прийти, мне понадобилось пятнадцать лет! Пока я не осознала, что хочу делать на самом деле, в каком направлении я хочу развиваться. Я ведь много экспериментировала и делала кукол от 10 см до 1,1 м ростом. Но, в принципе, всегда более или менее одинаково: натуралистично, по возможности идентично с оригиналом. А здесь, с вихтелями, я свободна от всего этого. Посмотрите на их ручки! Это же не настоящие руки, это руки, которые имеют определенное выражение! Они не должны быть анатомически правильными. Я просто представляю их в своем воображении и делаю их такими. Но иногда я, конечно, должна сверяться с анатомией. Например, малыши с широко открытым смеющимся ротиком. Их, кстати, очень непросто было моделировать - все эти зубки! Это должно быть анатомически корректно.    

О.Г.: Да, этот смеющийся молдик очень популярен! Хотя в мире создается не так уж и много смеющихся кукол.

Р.М.: Вообще, когда я делала смеющуюся физиономию, я и представить себе не могла, чтобы отливать ее потом в виниле. Они родились у меня вместе - "ворчун" и "хохотушка".




Фото с выставки Eschwege 2012.

Сперва я вообще слепила „ворчлувую“ рожицу. Ко мне однажды кто-то подошел на выставке и сказал, что я должна сделать такого малыша, который будто только что получил нагоняй. И я подумала: а почему бы и нет? В голове у меня при этом сразу же возник мой брат, который вечно был всем недоволен. У меня есть фотография, на которой он изображен. Его заставили делать какую-то работу... У нас во дворе была большая куча гравия, которым нужно было все посыпать. И он уселся сверху на эту кучу и скорчил недовольную рожу. А мой отец его сфотографировал. Эта фотография словно отпечаталась у меня в голове - до сих пор ее вижу перед собой! И я слепила такую головку. А когда она была уже готова, я подумала, что обязательно должна сделать этакую противоположность ей. Она была готова в течение одного часа! В грубом варианте, разумеется, на более тонкую проработку ушел весь оставшийся день. А потом я села напротив этой головки и сама рассмеялась: она будто надо мной смеется! В общем, сидела и разговаривала сама с собой. Тут входит Вилли и говорит: "Давай, скорей, надо срочно сделать для него форму!" (смеется) Это был прекрасный день и незабываемые впечатления!

Я создаю личико, в основном, на волне какого-то настроения. Иногда по фотографиям или картинкам, которые засели у меня в голове. Для меня до сих пор очень интересно, как личико может меняться всего лишь благодаря нескольким прикосновением пальцев!

О.Г.: А самые маленькие вихтели? Как они появились на свет?


Фото с выставки Eschwege 2012.

Р.М.: Их я сделала специально для вихтель-форума, чтобы продемонстрировать, как моделируется кукла. Ну, и как аксессуар для больших вихтелей. А так, в общем, это ничего особенного. Я долго думала, стоит ли делать для него форму (гальваническую, для отливки в виниле - прим. О.Г.). Поэтому я сделала только головку и ручки. Это ведь очень дорого. Неважно, какого размера кукла, формы стоит одинаково - около 500 евро для каждой кукольной части. Поэтому ножки у него текстильные, они ведь все равно спрятаны в одежде.

О.Г.: Многие коллекционеры отмечают, что вихтели чрезвычайно фотогеничны!

Р.М.: В отличие от меня! (смеется)

В разговор включается Вилли Мюллер: Это, в первую очередь, благодаря их выражению и положению глаз, и их цвету. А если кукол еще и красиво расставить! Что-то выходит наружу! Они ведь такие наивные! Ну и, конечно же, сама лепка лица! У людей ведь также бывает: у кого-то лицо округлое, у кого-то квадратное... Такие и фотографии получаются.

О.Г.: А есть ли у Вас другие хобби - кроме кукол?

Р.М.: Фотографировать кукол - это, пожалуй, и есть мое хобби! Я очень это люблю! Я, наверное, сделала бы еще парочку таких вот фотоальбомов, если говорить о планах (Фрау Мюллер уже выпустила несколько книг со сказочными путешествиями вихтелей в Голландии, в Саксонской Швейцарии, в Австрии и в "Вихтель-Ленде". Прим. О.Г.). А что меня больше всего привлекает - это макрофотография. Я всегда любила биологию и с удовольствием бы этим занялась - снимала бы природу, мелких животных, насекомых.

 

Спасибо огромное Роземарии за ее гостеприимство, отзывчивость и вообще за все, что она делает!

Я думаю, что выражу мнение многих любителей кукол, сказав, что без ее гномиков-вихтелей мир был бы намного беднее!


 

 

 

 

 

 


 

 

Комментарии

28.01.2015 07:27:17 Надежда : Сказочно и недосягаемо!
Грусть и восторг! Восторг и грусть! Для меня это "как до луны"! Преклоняюсь перед фантастическим мастерством,трудолюбием и ещё многим,чему и название трудно подобрать... жаль,что мне такие куклы недоступны. Красота,что и говорить.Даже не знала о существовании таких кукол. Пойду дошивать свою Вальдорфочку! Спасибо!

Оставьте свой комментарий, Ваше мнение очень интересно нам.

Имя
Тема
Текст сообщения
code
Отправить  |  Очистить

Лента новостей