Интервью со Штефаном Биманном, управляющим старейшей кукольной мануфактурой "Шильдкрет".

09.03.2022
Эту беседу я записала в Кобурге в конце ноября 2021 года. Штефана Бимана, управляющего мануфактурой Шильдкрет, я знаю уже десять лет. И если с кукольными художниками отношения с самого начала были, скорее, эмоциональными, то общение с господином Биманном сперва все же казалось более или менее деловым; теплым и дружеским, но не таким неофициальным, как с другими. Он же не кукольный автор и не коллекционер :) 
 
Изначально мне он виделся, прежде всего, надежным деловым партнером, прекрасным менеджером, идентифицирующим себя со своей фирмой и тщательно вникающим во все аспекты ее работы. Но как это бывает, со временем ты начинаешь открывать в человеке все новые стороны и замечать то, что скрывалось за фасадом сдержанного, респектабельного "бизнесмена".
 
Я давно вынашивала идею взять интервью у руководителя старейшей в мире действующей кукольной мануфактуры. Штефан Биманн был мне интересен не только как мужчина, с которым можно поговорить о куклах :), но и о тонкостях кукольного производства. Было важно услышать мнение человека, который стоял у истоков фабрики в ее современном виде и для которого кукла - не просто детская игрушка. 
 
Мне хотелось бы поделиться этим интереснейшим разговором со всеми нашими постоянными читателями и гостями сайта. Пусть это будет небольшим подарком к весеннему празднику, который немного скрасит это тревожное время. 
 
Шильдкрет, Schildkrot 
 
Ольга Галант: Расскажите, пожалуйста, как для Вас началась история с Шильдкрет?
 
Штефан Биманн: В 1983 году мои родители купили марку "Шильдкрет". Собственно, это была практически только марка и права на ее использование. Небольшое "приданое" в виде запаса товаров и кое-каких мелочей - все поместилось в две грузовые машины. 
 
Шильдкрет, Schildkrot
Фотография из интернета

В 60-е г.г. 20 века "Шильдкрет" было огромным предприятием в Маннхайме с двумя тысячами сотрудников. На нем производились, конечно, не только куклы, но и каучуковые камеры, расчески и многое-многое другое. Кукол выпускали тогда из целлулоида, и с их производством становилось все сложнее и сложнее. Была предпринята попытка перенести кукольное подразделение во Францию, чтобы оптимизировать расходы, но это не сработало, и тогда его решили продать. В течение некоторого времени собственники кукольного производства сменяли один другого, пробовали разные возможности, но в итоге никто из них так и не смог поставить его на ноги. 

Шильдкрет, Schildkrot
Фотография из интернета
 
Наша новоприобретенная фирма находилась тогда в городке Кауфбойрен и состояла, помимо меня и родителей, из трех-четырех человек. Тогда мы поставили, в первую очередь, на коллекционных кукол. Первым большим успехом стали именно реплики классических целлулоидных кукол Шильдкрет. И только потом мы начали сотрудничать с кукольными художниками и выпускать игровых кукол из винила. 
 
"Золотое время" Шильдкрет и массового производства целлулоидных кукол пришлось на 30-40-е г.г. XX века, а середина и конец 90-х были периодом, когда те самые девочки, которые когда-то играли в кукол Шильдкрет, воспитали и проводили в самостоятельную жизнь своих собственных детей, и у них началась сильная ностальгия по детству. Это почувствовали многие производители игрушек, например, Märklin и другие фирмы, выпускавшие модельную железную дорогу, и начали предлагать лимитированные серии своей продукции. Раньше с игрушками играли только дети, игрушки покупались для них в качестве подарка. Теперь же взрослые стали покупать игрушки для себя. Так началось коллекционирование, и так появились коллекционные куклы, как особая категория. 
  
Шильдкрет, SchildkrotФотография из интернета

Мне было тогда около восемнадцати лет. И сразу после школы я уже начал помогать на фирме, рос и взрослел вместе с ней и вошел в бизнес как бы сам собой, естественным образом.
 
О.Г.: Но в семье Вы не единственный ребенок. Почему именно Вы?
 
Штефан Биманн: Мой брат тоже был в игрушечном бизнесе, а сестры уже учились: одна на парикмахера, а другая - на воспитательницу детского сада. Им этот бизнес был вообще не интересен. Хотя младшая сестра потом периодически помогала нам в отделе реставрации кукол. 
 
О.Г.: Если не секрет, а какое у Вас образование?
 
Штефан Биманн: У меня экономическое образование в области оптовой и внешней торговли.
 
О.Г.: Вы его приобретали уже сознательно с целью работы на семейном предприятии?
 
Штефан Биманн: Собственно говоря, да. Мой отец сказал мне: давай, попробуй. И мне было действительно интересно! Фирма тогда очень хорошо развивалась, росла. Начали мы с малого, поэтому управленческие задачи были очень разнообразными: дизайн, маркетинг, финансы, юридические аспекты, управление персоналом, работа с техникой. Мне все это нравилось! 
 
О.Г.: А лично для Вас имеет значение, каким именно производством Вы занимаетесь? Являются ли для Вас куклы чем-то особенным или же Вам, как говорят про хороших менеджеров, не важно, с чем именно работать?
 
Штефан Биманн: Кукольное производство было мне всегда очень интересно! Оно связано с креативом, позволяет решать совершенно разные проблемы. Хоть лично я сам за креатив и не отвечаю - у нас для этого есть наша замечательная Хайке Фишер, дизайнер, без которой Шильдкрет никогда бы не достиг тех высот, которых мы достигли. Мои же дизайнерские способности, при всем моем интересе к искусству и посещении школьного кружка рисования, весьма ограничены. 
 
Шильдкрет, Schildkrot
Фотография из интернета 
 
О.Г.: То есть куклы дают Вам возможность, в некотором смысле, почувствовать сопричастность искусству? Потому что Вы, хоть и не напрямую, но даете возможность родиться на свет прекрасным кукольным созданиям?
 
Штефан Биманн: Да, наверное, в некотором смысле. Ведь куклы - это не просто "продукт", это творчество, и участвовать в процессе его рождения, помогать ему - для меня это важно.
 
А еще мне очень нравится, как я уже говорил, разносторонность моей деятельности. Я, занимая уже определенную позицию в фирме, сталкивался с самыми разными заданиями и научился делать и разбираться во многих вещах: и в дизайне, и в создании нового продукта, и в бухгалтерии, и в праве, и в техническом обслуживании станков и пр. Чтобы принимать решения, нужно иметь обо всем представление. И эта "смесь" делает мою работу очень интересной. На предприятии с несколькими тысячами сотрудников руководители отделов несут ответственность за очень узкие направления и могут годами работать, не расширяя своего кругозора. Как руководитель относительно небольшой фирмы, я должен мочь разобраться во всем сам. И меня на самом деле все это интересует! 
 
Немецкая кукольная мануфактура Шильдкрет
Фотография из интернета
 
О.Г.: А Ваша мама, она тоже работала до этого в игрушечном бизнесе? 
 
Штефан Биманн: Моя родная мать была индивидуальным предпринимателем и содержала магазин модной одежды. Но с отцом они развелись, и Шильдкрет как кукольный бренд он воссоздавал и развивал уже вместе со своей второй женой, моей мачехой. До покупки Шильдкрет она тоже работала в игрушечной отрасли - была владелицей магазина детской одежды и игрушек и постоянно вращалась в этой сфере. Они познакомились на семинаре, организованном одним крупным производителем игрушек. К 1983 году они уже жили вместе в Баварии, владели несколькими магазинами.
 
О.Г.: А как было выбрано здание для Шильдкрет? Ваши родители искали его "прицельно" в регионе с историческими традициями игрушечной культуры или это произошло, скорее, случайно?
 
Штефан Биманн: Ни то, ни другое. Родители приобрели Шильдкрет в 1983, а в нынешнее здание фабрики в Рауенштайне мы переехали только в 1993 году. В Кауфбойрене, где мы жили и где первоначально находилась фирма, практически не было никакого производства и постоянных сотрудников в штате. Кукол делали для нас индивидуальные подрядчики, в том числе из окрестностей Зоннеберга и Кобурга. А после объединения Германии нам представился шанс приобрести здание фабрики игрушек, которая закрывалась, как и многие производства в ГДР, не пережившие новых экономических условий. 
 
Немецкая кукольная мануфактура Шильдкрет
 
Это было, во многом, историческим решением. И все, что получилось, - и решение выкупить марку Шильдкрет, и переезд в новое здание - все это оказалось в конечном итоге правильным. Но я участвовал во всем с самого начала и могу сказать, что далеко не все протекало гладко. Нам приходилось бороться с огромным числом препятствий и трудностей. Ведь несмотря на то, что марка Шильдкрет и была хорошо известна, ее имидж в тот период был сильно подпорчен постоянной сменой владельцев. Поэтому особенно в первые два года нам приходилось нелегко. А потом - пошло!
 
О.Г.: Есть ли какие-то "открытия" в Вашей жизни, которые Вы сделали благодаря работе с куклами? 
 
Штефан Биманн: Человек должен находить в себе смелость, выйти за рамки привычного, выглянуть за край своей тарелки, должен стараться находить нестандартные подходы, решения. И придерживаться выбранного пути, выработанной стратегии. Не сдаваться при первых же трудностях, даже когда встречаешь большое сопротивление. А еще нужно уметь не отрываться от земли, не зазнаваться. Успех к нам пришел, потому что мы принимали правильные решения, работали на износ, но еще и благодаря некоторой толике удачи. Именно в кукольной индустрии, при сотрудничестве с некоторыми кукольными художниками, понимаешь, что их зачастую чрезмерно заносчивое поведение, будто бы именно они изобрели колесо, совершенно не оправдано. Некоторые авторы не понимали, что при всем их гениальном таланте им еще и просто невероятно повезло родиться и работать в нужное время и в нужном месте. Если бы они родились где-нибудь в Африке или в Европе, но совершенно в другое время, кто знает, достигли бы они подобных результатов. 
 
О.Г.: С точки зрения психологии, совершенно нормальным является приписывание всех достижений своим личным качествам, а не внешним обстоятельствам...
 
Штефан Биманн: Верно, но мне кажется, нужно уметь объективно взглянуть на себя со стороны и оценить, нужно быть способным к рефлексии, к самокритике... Мне кажется, что некоторая степень "смирения" должна присутствовать, чтобы обеспечить настоящий успех. Если человек высокомерен, заносчив, что он будет говорить, если у него наступит кризис? Исходя из моих собственных наблюдений, чем дольше человек находится "на волне", тем сложнее ему со временем дается объективная самооценка. Но именно она является необходимой для продления успеха, чтобы иметь возможность проанализировать: что я делаю правильно, а что, возможно, нет? Успешные люди умеют это делать. Ведь когда у тебя все хорошо, очень сложно заставить себя посмотреть со стороны критично: Все же хорошо? Значит, я все делаю правильно!
 
Шильдкрет, Schildkrot
Фотография из интернета

В самом начале, когда мои родители купили Шильдкрет, нашим основным рынком был рынок коллекционеров классических кукол. Это были женщины, которые покупали для себя кусочек детства. Часто за этим стояла какая-то личная трагедия: сломанная или потерянная во время войны кукла. В те времена, в конце восьмидесятых-начале девяностых, 70-80% кукол, которых мы выпускали, были репликами классических целлулоидных кукол, игровые и другие коллекционные куклы имели совсем незначительную долю. А потом, в девяностые, рынок вдруг заполнила целая лавина коллекционных кукол. Их начали выпускать многие крупные производители, такие как Zapf и Götz, открывались во множестве телемагазины, кукол продавали через каталоги... И случилась настоящая "кукольная инфляция". Хорошо помню пример Бригитты Леманн, которая однажды в течение всего одного часа продаж своей новой куклы на канале HSE24 (Home Shopping Europe 24) сделала оборот в 1,3 млн дойчмарок. После этого сам телеканал, видя огромный потенциал таких продаж, запустил собственную производственную линию кукол в Китае. 

Шильдкрет, Schildkrot
Бригитта Леман со своей куклой, которая была объявлена самой красивой куклой Германии 1992 года. Фото из интернета
 
Но при этом нужно понимать рынок, анализировать, почему люди покупают кукол. Потому что они хотят чего-то особенного, а коллекционные куклы постепенно стали превращаться в такой же массовый товар. К примеру, производитель модельной железной дороги Märklin стал все чаще и чаще выпускать "эксклюзивные" лимитированные серии локомотивов, которые уже практически не отличались друг от друга, а стоили все дороже. И коллекционеры стали задаваться вопросом, в чем ценность этих коллекционных моделей? Если ты покупаешь паровоз стоимостью 500 или 1000 дойчмарок, он должен стоить этих денег, в том числе и на вторичном рынке. Так произошло перенасыщение, коллекционеры разочаровались. И довольно быстро волна интереса пошла на спад. Сейчас коллекционных кукол делают очень немногие... По сути, из крупных - только Цвергназе и мы.
 
Шильдкрет, Schildkrot
Фотография из интернета
 
Многие талантливые кукольные мастера попали в эту волну, удачно вписались. Взять, к примеру, Хильдегард Гюнцель. Это невероятно талантливая женщина, я был в ее музее в Дуйсбурге. Но за ее спиной была очень серьезная поддержка в лице супруга, который имел возможности информационно и финансово ее поддерживать и продвигать. У него было собственное издательство, которое часто делало публикации про кукольницу, делая ей таким образом бесплатную рекламу. Возможно, в то же время были другие не менее талантливые авторы, которые не имели такой возможности пробиться на рынок... Именно про это я и говорил ранее: успеху сопутствует частичка удачи, лотереи. Кто знает, не будь у фрау Гюнцель такого супруга... Тогда она, вероятно, была бы одной из многих других, у которых не было широкой медийной поддержки, и возможно она не поднялась бы так высоко. Именно такие открытия, такие инсайты, к которым я пришел за годы работы в профессии, - они очень ценны. 
 
Шильдкрет, Schildkrot
Фотография из интернета
 
О.Г.: Вы можете сказать, что Шильдкрет - Ваш "ребенок"?
 
Штефан Биманн: Нет, так бы я не сказал. Это интересно, увлекательно, но когда-нибудь, когда я буду старше, придет время, когда нужно будет все оставить. Я не останусь в том мире навсегда. Я не из тех, кто постоянно оборачивается назад. Я предпочитаю смотреть в будущее.
 
О.Г.: А Ваши дети? Они имеют какое-то отношение к кукольному производству? 
 
Штефан Биманн: У меня двое сыновей. Один из них пошел учиться на техническую специальность, другой - на экономическую. С Шильдкрет они никак не связаны и особого интереса с их стороны я не наблюдал, но если кто-то из них вдруг передумает, еще есть время. Но никакого принуждения с моей стороны! Каждый должен делать то, что приносит ему удовольствие. 
 
 
...А потом мы посидели со Штефаном Биманном еще немножко, и уже где-то за десертом разговор вдруг переключился на тему, напрямую не связанную с куклами. Но поскольку это очень увлекательно и позволяет лучше понять собеседника, как человека, я приведу здесь и этот маленький, но очень важный "кусочек".
 
 
Штефан Биманн: Когда тебе двадцать, многие вещи в жизни ты проживаешь впервые. И тогда это ощущается намного интенсивнее, лучше отпечатывается в твоей голове, лучше запоминается. Если ты что-то пережил уже много раз, то острота ощущений снижается и возникает чувство, будто это событие менее продолжительно по времени, хотя это и не соответствует действительности. То есть с течением со временем субъективно сглаживается и острота событий, и укорачивается субъективное время их проживания. Чем меньше таких эмоциональных "пиков" в нашей жизни, тем быстрее для нас по ощущению течет время.
 
Когда тебе, скажем, тридцать, ты можешь, оглядываясь на свое прошлое, окинуть взглядом только период примерно в двадцать лет, так как хорошо начинаешь себя помнить где-то с десяти. Допустим, ты проживешь до восьмидесяти, тогда в тридцать перед тобой еще лежит отрезок в пятьдесят лет. Двадцать и пятьдесят - несопоставимые временные промежутки; в тридцать лет их сложно сопоставить. Я пока могу сравнить только отрезок в двадцать и тридцать лет. В сорок я уже могу мыслить тридцатилетними промежутками. А когда мне шестьдесят, я могу представить себе и то, что было двадцать лет, назад, и тридцать, и сорок, и даже пятьдесят. А впереди у меня период максимум в двадцать лет, и он для меня, с точки зрения своей протяженности и масштаба, уже обозрим и представим. 
 
При этом двадцатилетний промежуток от сорока до шестидесяти становится субъективно более коротким, проходит быстрее, чем тот же двадцатилетний промежуток между двадцатью и сорока годами. Потому как тогда, в том возрасте, мы меряли время другими масштабами. И в этот момент ты понимаешь, как конечна жизнь. Ты, наконец, начинаешь чувствовать время. Время становится более материальным, осязаемым для человека. Молодые люди еще не имеют такого ощущения времени, как люди в возрасте. 
 
В молодости есть ощущение безграничности и времени, и возможностей. Ты можешь сделать что-то сейчас, можешь через пять лет или через десять. А с возрастом ты понимаешь, что у тебя есть ограничения - по здоровью, по физическим и ментальным возможностям. Что время утекает у тебя из рук. Поэтому такими важными становятся расстановка приоритетов и правильное распределение своих сил.
 

P.S.: Так выпьем же за то, чтобы все мы не транжирили попусту этот драгоценный дар - время, которое нам дано!
 
 
Я очень надеюсь, что вам, мои благодарные читатели, было интересно послушать моего собеседника - тонкого, умного, проницательного человека, который уже почти сорок лет своей жизни посвятил кукольному производству и ни разу не пожалел о выбранном пути. 

Немецкая кукольная мануфактура ШильдкретФотография из интернета


Напоследок позволю себе ретроспективно оппонировать господину Биманну в отношении "заносчивости" кукольных авторов:
 
Возможно, излишняя "самоуверенность" некоторых творческих личностей - это как раз оборотная сторона их НЕуверенности. Любой творческий человек сомневается в себе, находится в постоянном поиске, порой даже излишне самокритичен. А его самопрезентация вовне - это всего лишь попытка скрыть от других и от себя самого страх провала, страх творческого кризиса. Как агрессия, которая почти всегда вызывается страхом и ощущением собственной уязвимости. Но в пункте важности объективной самооценки я абсолютно согласна! 
 
Всегда разговариваем с вами,
Ваши Подснежники.
 

Публикацию об истории мануфактуры Шильдкрет можно почитать здесь


 

Комментарии

12.03.2022 20:50:57 Светлана Александровна Г: Интервью
Спасибо большое, за страничку светлую, в информационном сегодняшнем поле. Очень интересно, приятно читать! Биманн вызывает уважение!

10.03.2022 11:05:15 Кристина: Интервью
Какой умничка Герр Биманн, очень мне понравился его подход к работе и пониманию успеха. Тоже люблю мудрых людей, которые не меняют человеческих качеств, оказавшись на вершине. Это не только способствует сохранению достижений, но ещё и вызывает настоящую симпатию :) Большое спасибо за интересное интервью!

09.03.2022 21:00:19 Катя: Интервью
Оленька, спасибо, очень интересное интервью. Конечно, каждый обратит в нем внимание на что-то свое. Как много значит в любом производстве не только захватить рынок, но и удерживать внимание потребителей многие годы. Как здорово, что мануфактуре Шильдкрет это удалось... Первые 2 вихтеля, которые я купила, были именно куколками этой фабрики. Подержав их в руках, поняв насколько они чудесные, позже я решилась заказать и студийных малышей. А те первые две до сих пор со мной))) То есть, сотрудничество с фабрикой может быть выгодным для авторов еще и тем, что популяризирует их куклы:)) ... Далее. Может быть, я не правильно поняла. Видимо, не со всеми успешными авторами удается договориться о сотрудничестве. Что ж, это жизнь... И еще: забавно было увидеть и "самую красивую куколку Германии 1992 года", которая произвела такой фурор.

09.03.2022 19:05:19 Ирина: Время
Какая интересная мысль про временные отрезки) И да, как важно, чтоб все совпало

Оставьте свой комментарий, Ваше мнение очень интересно нам.

Имя
Тема
Текст сообщения
Отправить  |  Очистить

Лента новостей