"Все яркие краски, которые я вобрала в себя за свою жизнь..." Интервью с Хайди Плюсцок (Heidi Plusczok).

30.10.2014
В этот дом всегда приходишь с удовольствием!

Я помню самый первый раз, когда я приехала в гости к фрау Плюсцок... С каким волнением я подходила к двери ее дома и нажимала на кнопочку звонка, сколько фраз прокручивала у себя в голове! Мне казалось, что легендарный автор, куколками которой я грезила, должна быть какой-то... Какой-то неожиданной! Но дверь мне открыла улыбчивая женщина, весь облик которой был настолько домашним и уютным, что все мои треволнения рассеялись и я спокойно осознала тот факт, что вот она я, сижу вместе с легендарной кукольницей, и пью кофе, можно сказать, в шаге от того самого таинственного места, где уже столько лет рождается красота!

Коллекционные и авторские куклы
Дом номер 5 по улице Erlenweg, город Ниддерау.


С той первой встречи прошло много времени, мы уже давно более коротко общаемся с фрау Плюсцок и мне даже удалось уговорить ее поехать с нами на московскую выставку! И уважение, которое я испытываю к известной кукольнице, восхищение ее талантом и любовь к ее куколкам только усилились за это время! Но кто может лучше рассказать об авторе и его истории, чем он сам?

Ольга Галант: Как и почему Вы решились на поездку в Москву? "Отважились", как Вы сами признались мне как-то раньше?

Хайди Плюсцок: В первый раз, когда я была в Москве в 1998 году, меня пригласила одна галерея. Вместе с Хильдегард Гюнцель и Карин Шмидт. На тот момент мы все уже были достаточно известными кукольницами. Все мы тогда создавали свои работы в фарфоре, виниловых кукол у нас еще не было. И вот мы получили приглашение, и в московской галерее должна была проходить наша выставка. Женщина, которая нас пригласила, была очень любезна и все взяла на себя - перевозку наших кукол, организацию встречи в аэропорту и т.д. Поэтому я тогда и решилась на эту поездку. К тому же моя подруга поехала со мной, и я не чувствовала себя в одиночестве. Мы с ней вдвоем словно пустились в настоящее приключение! И это приключение стало прекрасным в силу многих причин. Во-первых, потому что в то время границы только открывались. Я поехала в страну, которую, как я когда-то думала, никогда в жизни не смогу посетить! А во-вторых, мы ехали по приглашению людей, которые проявили интерес к моим куклам. Хотя, конечно, мои работы стоили тогда очень дорого. Это ведь были исключительно фарфоровые куклы в единственном экземпляре. Для России они вообще были в новинку, рынок здесь еще только-только зарождался...

А в Америке мы уже в те времена почувствовали, что у людей возникла потребность в более доступных в ценовом отношении куклах. И в 1999 году, спустя год после моей первой поездки в Россию, я начала выпускать виниловых кукол. И я заметила, что у моих работ уже довольно большой круг поклонников, и стала концентрироваться именно на них. Российские коллекционеры тогда если даже и интересовались куклами, то только фарфоровыми. Поэтому долгое время я не имела контакта с русскими любителями кукол.

Они снова обратили на меня внимание, как мне кажется, примерно лет пять тому назад. Хотя близко с русскими коллекционерами я впервые познакомилась, пожалуй, на выставках и собраниях клубов любителей кукол в США. Они приходили на выставки Modern Doll и UFDC, где собираются многие кукольники и их поклонники. Но на UFDC были представлены преимущественно антикварные куклы, а на Modern Doll - современные. И для меня именно эта выставка стала платформой, где я себя очень хорошо чувствовала. Там я подружилась с американскими коллекционерами. Для меня тогда уже стало необходимостью каждый раз поехать на выставку самой, пообщаться с поклонниками моих кукол... И тут мы как раз подходим к вопросу о том, почему я в этом году собралась в Россию.

Коллекционные и авторские куклы
Хайди Плюсцок на выставке Doll Show в 2006 году. Фотография из интернета.


На прошлых выставках в Эшвеге я благодаря Вам познакомилась с некоторыми русскими коллекционерами, которых Вы приводили к моему стенду. И тогда я снова почувствовала это восторженное восхищение, которое когда-то пережила в Америке в самом начале своего пути! В последнее время в США такого уже, к сожалению, не было: рынок был переполнен, у людей было невероятно много кукол, которых они уже не знали, куда деть. И вся былая радость, весь энтузиазм сникли. Впервые я осознала это, когда перед моим столом стояли русские коллекционеры и восхищались тем, как у куколок нарисованы бровки, какие у них прически и платьица с вышивкой.

Коллекционные и авторские куклы
На выставке в Эшвеге, ноябрь 2012 год.


И ко мне вновь вернулось прежнее воодушевление! Поэтому когда Вы в самый первый раз спросили меня, хочу ли я поехать на выставку в Москву, я уже знала свой ответ! Я сразу же сказала: "Да, я хочу снова познакомиться с русскими коллекционерами!" И то, что Вы рассказывали про выставку, про количество увлеченных посетителей, - это для меня такой стимул! Мне хочется за те два дня, которые я проведу в выставочном зале, познакомиться со столькими любителями кукол, со сколькими только будет возможно! Чтобы вновь пережить этот подъем и чтобы получить мотивацию к созданию в своих будущих коллекциях именно таких кукол, которых они любят!

О.Г.: Вы ведь даже отказались от участия в юбилейной двадцатой выставки в Эшвеге, чтобы иметь время и возможность подготовиться к московской выставке "Искусство Куклы"...

Х.П.: Да, это так, и именно поэтому я так жду очередной поездки в Россию! Я уже больше не езжу в США. Когда мой муж заболел, я пообещала, что больше не буду надолго уезжать заграницу, и свое слово держу. Врачи запретили моему мужу перелеты длительностью свыше 4 часов, потому что у него был инфаркт. А Москва для нас с ним в этом отношении еще "достижимый" город. И Клаус точно так же, как и я, ждет этой выставки и этой поездки.

О.Г.:
Ваш муж вообще всегда поддерживает Вас в творческих начинаниях?

Х.П.:
Да, безусловно! Но несмотря на это у него есть своя совершенно отдельная история. Его поддержка заключается для меня в первую очередь в том, что он не имеет совершенно ничего против размещения в нашем частном доме моей студии; против того, что мои сотрудницы практически живут здесь с нами (смеется). А также против того, что ко мне периодически приезжают поклонники и смотрят куколок. Он не возражает против того, чтобы немного приоткрыть нашу частную жизнь. У него есть его зимний сад, укрытый от всех глаз, где он спокойно может сидеть и где его никто не тронет, если ему этого не хочется. Это его личное пространство, в которое даже я сама стараюсь без необходимости не вторгаться. Его зимний сад - это его сфера.

О.Г.: Вы уже два раза побывали в России, тогда, в 1998 году, и совсем недавно - летом 2014-го. Как Вам кажется, как изменилась страна, люди? В том числе, конечно, в отношении к куклам.

Х.П.:
Изменения в связи с куклами я сейчас, к сожалению, не могу оценить, потому что наш последний визит в Россию носил частный характер. Мы путешествовали транссибирской магистралью из Москвы в Екатеринбург. И это была увлекательнейшая поездка, которую мы совершили с нашими друзьями! И о куклах я тогда совершенно не думала. Но я, конечно же, вспоминала о выставке, устроенной для нас тогда, в 1998 году, когда попадала на прежние места, снова стояла на Красной площади. Мы провели в Москве пару дней, и на этот раз я могла насладиться теми местами, которыми не получилось насладиться в рамках предыдущей поездки. Нам тогда говорили, чтобы мы не уходили далеко от Красной площади; нас постоянно сопровождал шофер - на пресс-конференцию, на выставку. Самого города, а Москва - это огромный город, я тогда, к сожалению, почти не видела. А в этот раз мы очень много обошли пешком, я могла расширить круг осмотра, так сказать...

Город совершенно преобразился за эти шестнадцать лет! Москва стала очень красивой! Это город, в котором я не увидела в этот раз почти ни одного неотреставрированного здания! Во время прошлой поездки нас везли из аэропорта в самый центр Москвы, и разница между ним и окраинами была огромной! В центре все было благоустроено для туристов и для более состоятельных людей. Было, безусловно, очень красиво: большие универмаги - ГУМ, ЦУМ - все здорово! Теперь же у меня появилось ощущение, что сейчас Москва открылась для более широкой публики! Город приглашает теперь не только туристов! Русские так красиво оформили свою столицу, что меня это просто ошеломило! Мы были во многих местах, совершили замечательную экскурсионную поездку. И у меня везде перехватывало дыхание от увиденной красоты! В этом отношении Москва очень изменилась!

Она стала также ближе, чем несколько лет назад, и лично мне, потому что теперь я могу в любом магазинчике объясниться по-английски. Шестнадцать лет назад я этого не могла.

О.Г.:
Какие у Вас ожидания от выставки? Какой Вы ее себе представляете?

Х.П.:
Я в этом отношении всегда открыта! Я всегда с удовольствием ныряю в очередное приключение без каких-либо предварительных представлений! От Вас я уже слышала кое-что о русских коллекционерах, и в том числе о том, как они ласково называют моих куколок! ("Плюшечки" - прим. О.Г.).

Я уже привыкла к Нью-Йоркским выставкам, на них всегда происходило невероятно много событий! Жизнь в этом городе бьет ключом, и выставка в Нью-Йорке была для меня многоуровневой, как бы в нескольких измерениях.

Сейчас я готова и открыта для новых впечатлений, с большим нетерпением их ожидаю! Ожидаю знакомства с русскими коллекционерами! И я очень рада, что Вы будете рядом со мной и будете для меня все переводить! Для меня очень важно, что мои русские поклонники хотят мне сказать! Какие у них потребности, какие пожелания на будущее! Я хочу знать, как они принимают моих кукол! Это меня очень мотивирует к развитию, наталкивает на новые идеи, которые я постараюсь реализовать, насколько это будет в моих силах. Этот путь я уже не раз опробовала. Мои коллекционеры частенько говорили мне, к примеру: "Пожалуйста, сделайте смеющуюся куколку!" И я моделировала смеющуюся девочку, а для них это была настоящая радость!

О.Г.:
А как Вы видите российского коллекционера? Отличается ли он от американского или от немецкого?

Х.П.:
Русский коллекционер более импульсивен. Намного более страстен. Он очень мне симпатичен! Я заметила также, что русские поклонники с большим пиететом относятся к кукольному ремеслу, очень уважают эту работу! Разумеется, меня очень трогает, когда люди понимают, сколько сил я вложила в свои творения! И когда кто-то это понимает, когда замечает все мелкие детали и особенности моих кукол, меня не может это не радовать! Когда люди рассматривают кукол и обращаются с ними не как с "товаром", как это бывало, к сожалению, в последние годы в Америке, но как с чем-то, исходящим из моего сердца. И мне тогда на выставке было очень приятно вновь столкнуться с коллекционерами, которые интересовались моим творчеством и уважали его!

О.Г.:
Я могу это только еще раз подтвердить! Русские поклонники кукол действительно с большим уважением относятся к творчеству кукольных художников. Куклы воспринимаются нами как объект искусства, объект красоты, а человек, создающий их, - это просто небожитель!

Х.П.:
У меня не очень много представителей в России, в основном я работаю с Вами, компанией podsnezhniki. Но со стороны всех я чувствую очень большое уважение к моей работе!

Когда я несколько лет назад познакомилась с Вами, основной причиной моего расположения и доверия к Вам стало то, что я с самого начала увидела и поняла: Вы прекрасно знаете мою работу, понимаете мой вклад. Точно так же, например, было и с американскими дилерами: если я чувствую, что представители принимают и понимают моих кукол, значит, они могут передавать их дальше коллекционерам, потому что могут многое рассказать о моем творчестве, потому что они знакомы со мной и любят меня. Они могут совсем по-другому преподнести покупателю мою куклу, нежели чем те, которые делают это лишь ради денег.

У меня есть "чутье" и я до сих пор ему доверяю, чтобы отличать среди моих дилеров тех, кто хочет просто заработать на моих куклах, и тех, кто на самом деле интересуется мной и моими куклами.

О.Г.: Именно поэтому мы и делаем это интервью! Я сейчас, конечно, могу говорить только про русских коллекционеров: для них не только куклы, но и личность самого художника, создающего красоту, всегда представляет собой огромный интерес. Им всегда важно знать, чем живет автор, что его вдохновляет, какие у него имеются увлечения помимо кукол, потому что талантливый человек талантлив очень во многом и рассказ о "посторонних" интересах автора всегда раскрывает его новые грани. Большая и любимейшая часть моей работы - это рассказывать поклонникам кукол об интереснейших художниках кукольной сцены, знакомить с ними с неожиданной стороны. Для меня это очень важно!

... А как Вы пришли к куклам?

Х.П.:
Я начала заниматься куклами 35 лет назад. Это очень большой период времени! Где-то лет пять тому назад я поймала себя на мысли, что я уже начала подумывать о завершении моей кукольной "карьеры. Я была уже в возрасте и поставила для себя определенную границу, сказав, что в 65 лет я закончу. Но я даже не могла себе тогда представить, насколько моя жизнь и я сама уже прикипели к кукольному делу! Насколько это уже стало частью меня! И я поняла, что просто не могу остановиться! Еще пару месяцев до этого я говорила себе, что все заканчиваю, но когда подходило время садиться за новую коллекцию, у меня даже не возникало сомнения, делать ли это! У меня такой характер, что я не могу бросить то, что делаю, что живет во мне! И так было практически каждый год! Наверное, мне, скорее, стоило бы задать вопрос: Почему Вы до сих пор ими занимаетесь?! Почему у Вас нет ни одного другого такого же сильного увлечения, ради которого Вы могли бы сказать: все, теперь я завязываю с куклами?!!

Моя работа была изначально моим хобби. И оно стало тем, что есть сейчас. И это самое большое увлечение, которое у меня когда-либо было! Я творчески активна и в других сферах. Я с большим удовольствием занимаюсь оформительской работой - в моем доме, в саду. Я люблю оформлять фотоальбомы и книги с фотографиями. Это все вещи, которые доставляют мне удовольствие и которые я могу назвать своими хобби. Но ни одно из них мне не приносит такого удовлетворения, как эта потребность в создании новой куклы!

Публикация с фотографиями из фотоальбома Хайди Плюсцок, который она создала для своей матери.

Коллекционные и авторские куклы
Хайди Плюсцок очень любит яркие цвета и оригинальные предметы мебели и декора, которые можно увидеть и в ее доме, и в студии.

Коллекционные и авторские куклы

Коллекционные и авторские куклы

Коллекционные и авторские куклы

Коллекционные и авторские куклы

Коллекционные и авторские куклы
Рабочий стул автора. Должно быть, когда сидишь на таком предмете искусства, в голову приходят самые радужные идеи!


Коллекционные и авторские куклы


У любого художника, который достаточно долго чем-либо занимается, появляется со временем все более сильный страх, что у него не будет больше новых идей. В этом году этот страх был у меня особенно сильным, потому что я очень много времени уделяла своей семье, а не своим куклам и студии (у фрау Плюсцок летом после тяжелой болезни умерла сестра, а осенью перенес воспаление легких ее 74-летний супруг, прим. О.Г.). Но по-другому я не могу.

И идеи приходят, в конце концов, когда нажимаются определенные кнопочки. Мы опять сидели вместе с фрау Йонкер (известный немецкий кукольный модельер, основательница и творческий "двигатель" фирмы Boneka, в платья которой одеты почти все студийные коллекции фрау Плюсцок, прим. ОГ), моим давним партнером по работе. Мы с ней так долго знаем друг друга и так хорошо ладим, что понимаем друг друга в творческом плане с полуслова. Поэтому каждый раз при нашей встрече будто снова нажимается нужная кнопочка, и мы начинаем подавать друг другу теннисные мячики новых идей! Мы с ней находимся на одном уровне, в отличие, например, от моей портнихи: она просто выполняет то, что я ей говорю, а Роземария Йонкер вносит свои идеи, советует мне, как можно поступить иначе, сделать что-то лучше. И в конце у нас обеих возникает ощущение, что мы совместными усилиями создали что-то хорошее, что мы по максимуму раскрыли свои творческие способности. И однажды после целого дня, проведенного у Роземарии в Браунфельсе, после того, как мы с ней несколько часов подряд проработали, я вернулась домой и сказала: "Сегодня у меня включился какой-то рычажок, сегодня у меня снова появились идеи!" Это невероятно, каким наполненным снова чувствуешь себя после того, как в очередной раз отчаялся что-то придумать! Это вечный круг творчества...

Роземария Йонкер стала для меня "профессиональным" другом, если так можно выразиться. Мы с таким удовольствием создаем что-то вместе, что нам порой начинает друг друга не хватать. Фрау Йонкер точно также вдохновляется моими идеями и очень часто использует их в своих коллекциях одежды. Это обоюдное обогащение и взаимное уважение к таланту партнера. Именно поэтому, как мне кажется, мы так хорошо с ней и можем работать вместе.

Когда фрау Йонкер узнала, что я еще как минимум два-три года буду продолжать работать, то очень обрадовалась! Правда, я боюсь, что после трех лет я снова скажу, что буду работать еще минимум два года, а потом я буду говорить, что еще годик... (смеется)

Но больше всего я боюсь какой-нибудь болезни - своей или моего мужа. Я знаю это уже из прошлого опыта: когда кому-то из семьи плохо, я просто не могу работать. Все вокруг останавливается, концентрации никакой. Мое творческое начало замирает. У меня всегда так было: я очень хорошо могу расставлять приоритеты. Если кому-то из членов семьи или моим близким друзьям плохо, моя любимая работа задвигается на второй план. 

О.Г.: Вы начинали свою творческую деятельность с кукол среднего размера, потом расширили палитру вверх и вниз: самыми большими куклами и самыми маленькими. Это очень необычно и нетрадиционно для кукольного художника. Как правило, авторы работают в определенном "любимом" размере, точно так же, как и коллекционеры часто предпочитают иметь в своих коллекциях кукол определенного размера. Как это получилось?

Х.П.: Я думаю, что это связано с теми 35 годами, которые я посвятила куклам. За такой длительный срок не раз хочется попробовать что-то новое, пойти на приключение, попробовать себя. Начальным стандартным размером были для меня куколки 60-65 см, иногда 70 см. Но сперва я не хотела делать слишком больших кукол, чтобы не пересекаться с фрау Химштедт. Она уже практически владела рынком больших куколок, и я ни в коей мере не собиралась оспаривать ее право на него. Поэтому я сказала, что для меня вступать в конкуренцию с фрау Химштедт слишком утомительно. Примерно в это же время ко мне обратились американские объединения Modern Doll и UFDC, которые занимаются преимущественно небольшими куколками. Они предложили мне прочитать лекцию о своем творчестве, о том, как я работаю, и сказали, что каждый слушатель этих лекций должен будет получить от меня куклу. Но это непременно должна была быть маленькая куколка. И я подумала, что это будет определенным испытанием, проверкой того, что я могу. Я сразу же согласилась, правда предупредила, что мне потребуется определенное время, чтобы научиться лепить маленьких куколок. Но для меня это было очень увлекательно! Научиться делать что-то совершенно новое!

Коллекционные и авторские куклы

Коллекционные и авторские куклы
Nadine Special 26 см Хайди Плюсцок создала специально для американского рынка, а по мотивам истории с воздушным шаром, в которой участвовали и другие куколки автора, была выпущена целая книга.



Когда фрау Химштедт ушла с рынка, ко мне обратились некоторые из ее поклонников с просьбой сделать большую куклу, потому что другие уже не подходили к их коллекциям. И это было следующим испытанием! Я сказала, хорошо, сейчас мы с фрау Химштедт уже не конкурируем; конечно, есть еще и другие авторы больших кукол, но они не так определяют рынок, как это делала Анетте Химштедт. У моих поклонников новые большие куклы прошли на "ура". Понравились они также и коллекционерам кукол Химштедт. И это дало мне смелость продолжать!

Коллекционные и авторские куклы
Куколки ростом 83 см в студии Хайди Плюсцок.


Конечно, я должна сказать, что больших кукол лепить намного легче, чем маленьких. Научиться моделировать миниатюрных кукол стало для меня, пожалуй, самым важным процессом обучения и определенной целью, которую я себе поставила и достигла. Лепка же больших кукол была, скорее, делом навыка. Но здесь меня все время тормозило собственные убеждения: мои куклы должны иметь, с одной стороны, характер, но я никогда не хотела, чтобы это были мертвые дети. Я никогда не стремилась создать такую куклу, которую можно было бы принять за настоящего ребенка. Поэтому я слепила куклу с фантазийными пропорциями. У ребенка было бы более широкое тельце, более большие руки и ноги. Я же сознательно концентрировалась на том, чтобы сделать именно куклу, которая ни в коем случае не должна была стать ребенком. Поэтому я никогда не создавала кукол-младенцев. Многие из моих коллег создают гиперреалистичных малышей, и я восхищаюсь их мастерством, но конечный результат меня пугает. Это мое личное отношение. Лично мне такие куклы всегда напоминают мертвых детей...

Я сама слепила когда-то младенца, но он был ростом всего 35 см. Я просто хотела доказать самой себе, что у меня это получится. Это был милый малыш, но я поняла, что это просто не мое. В кукле-ребенке невозможно еще выразить характер; он только родился, еще не прошел через жизнь и его личико ничего не выражает. Но ребенок в возрасте пяти-шести лет уже очень развит; он может быть радостным, может быть задумчивым... И я могу подсмотреть за ними в соседнем детском саду. (смеется) Это чудесно! И я их при этом "смешиваю"! К примеру, я вижу ребенка с прекрасными большими глазами, но с совершенно маленьким ротиком. Это не очень подходит к моему образу. Но у меня есть возможность смоделировать для него совершенные губки! Немного улучшить природу! Я бы и для себя это с удовольствием сделала! Но, к сожалению, ничего не получится... (смеется) Поэтому у меня есть возможность пережить все это и выразить через моих кукол.

А куколки среднего размера у меня были с самого начала и остались до сих пор. У меня есть коллекционеры, которые хотят иметь только этот размер кукол. К куколке ростом 55-60 см можно без проблем поставить маленькую куколку. Средние и самые маленькие смотрятся вместе очень хорошо и с ними можно создать очень красивую композицию. Самые большие куколки тоже могут взять в руки маленькую, как игрушку. Но средние и большие куколки вместе не сочетаются вообще. У них совершенно разные пропорции, совершенно разные образы. Средние куколки только проигрывают, когда ставишь их рядом с большими. Их желательно ставить отдельно.

Коллекционные и авторские куклы
Куколки ростом 55 см и 30 см. Фотография коллекционера Наташи - Rosen Maiden.



О.Г.:
Я знаю, что господин Вёльферт разработал шарниры для Ваших кукол, и Вы с ним тоже дружите. В чем заключается Ваше сотрудничество?

Х.П.:
Райнхард Вёльферт - это мой очень хороший приятель, друг по работе, так сказать. Он создает восковые копии кукольных головок, которые я леплю. Все мелкие детали при этом мы прорабатываем вместе. Для каждой куколки я объясняю ему, как я ее вижу: что, к примеру, уголок губ должен быть чуть повыше, сами губки чуть полнее и т.д. А он все это осуществляет. В некоторых моментах я сейчас уже могу делать это самостоятельно, но мы пришли к выводу, что он лучший слушатель и исполнитель и может лучше вносить все изменения, о которых я его прошу. И, в конце концов, мы договорились, что я наношу последний штрих, например, на губки или на веки, чтобы они были именно такими, какими я хочу. А господин Вёльферт делает все остальное. 

О.Г.: Как и в чем Вы черпаете вдохновение? Помогают ли Вам путешествия?

Х.П.: Да, конечно! Когда я, например, впервые поехала в Индонезию, это меня очень впечатлило! И после этого путешествия я создала свою первую индонезийскую куклу! Во время той поездки я часто фотографировала индонезийскую девочку - внучку Роземарии Йонкер и слепила тогда куколку по ее образу. Это знаменитая Лилли Гунди (Lili Gundi), так зовут и внучку Роземарии Йонкер. Потом я слепила ее в меньшем размере. И удивительным образом всех моих индонезийских куколок определила именно эта девочка!

Коллекционные и авторские куклы

Коллекционные и авторские куклы
Lili Gundi, рост 55 см, лимит 120 экземпляров, коллекция 2006 года.


А два года назад я впервые создала японскую куклу. Отчасти я, наверное, хотела сама себе доказать, что могу слепить азиатскую куклу, не будучи больше под впечатлением от Индонезии. И снова это стало для меня неким экзаменом, испытанием, через которое я хотела пройти. И коллекционеры очень хорошо приняли эту куколку! (Junka, 83 см, коллекция 2013, прим. О.Г.) Она очень всем полюбилась! А в коллекции 2014 года я сделала из этого молдика мальчика, весь лимит которого невероятно быстро разошелся! Как в основной коллекции, с Uma, так и в качестве дополнительной небольшой серии, как Joe Special. Джо, пожалуй, был даже еще популярней, чем Юма: он в своих кедах, шляпе и рубашке, вылезающей из джинсов на подтяжках, выглядит куда более самоуверенным и дерзким - настоящим пацаном!

Коллекционные и авторские куклы
Junka, рост 83 см, лимит 75 экземпляров, коллекция 2013 года.

Коллекционные и авторские куклы
Yuma, рост 83 см, лимит 20 экземпляров, коллекция 2014 года.

Коллекционные и авторские куклы
Joe Special, рост 83 см, лимит 10 экземпляров.


Это такое везение, что у своего поставщика я когда-то приобрела коротковолосые парички! Виниловая головка от Юнки совершенно случайно оказалась у меня на столе. (Вы видели наверху, в студии: у меня везде лежат такие недоделанные головки, на которые я периодически бросаю взгляд и пытаюсь "поймать" образ.) И опять-таки совершенно случайно я натянула на эту головку этот паричок с короткими волосами и даже сама удивилась: "Девочка, а ты же, оказывается, мальчик!" Вот так родился мой японский малыш. 

О.Г.: А что ожидает коллекционеров в Вашей новой, 35-ой по счету коллекции?

Х.П.: В новой коллекции, которая будет называться "Самые любимые куклы" ("Most Loved Dolls"), будут представлены самые любимые куклы моих поклонников. Здесь будет, к примеру, Николетта, которую когда-то выпускала фирма ZAPF в размере 58 см и которая была в свое время настоящей сенсацией. Позже, когда на "Цапф" перестали выпускать коллекционных кукол, я получила от фирмы юридическое разрешение на выпуск своей собственной, студийной Николетты, которая теперь уже имела рост 55 см. И снова эта девочка стала очень популярной среди коллекционеров и любима ими до сих пор! В этот же раз Николетта предстанет в образе мулаточки, и мы посмотрим, как ее примут поклонники в этом образе! Мне самой очень любопытно!

Коллекционные и авторские куклы
Nicoletta, рост 60 см, лимит 101 экземпляр, коллекция 2005 года.


О.Г.: Самый главный вопрос от Ваших русских поклонников: собираетесь ли Вы моделировать новых кукол?

Х.П.:
Скорее всего - да. В этот раз из-за всех наших семейных проблем я этого сделать не смогла. Но и в прошлом году у меня было такое желание оглянуться назад! Именно потому, что я должна была смотреть вперед и подготавливать завершение своей работы. Я должна думать о том, что может прийти какая-нибудь болезнь - ко мне или к моим близким; о том, что все это не бесконечно. И в тот момент, когда человек над этим размышляет, он невольно оглядывается назад. Так было с моей последней коллекцией. И это снова было определенным вызовом для меня: показать на конкретной куколке, что изменилось в моем творчестве, в моем стиле работы по сравнению со временем, когда я создала эту куклу впервые. А еще я хотела попробовать себя в новом стиле одежды для моих кукол. Мне хотелось создать им современные наряды, по-прежнему фантазийные, но не такие сказочные, как раньше.

Это было настоящим приключением для меня - брать старую головку и совершенно по-новому придумывать все вокруг нее! Мне это доставило такое удовольствие, что следующую коллекцию я решила сделать в таком же духе. У меня еще есть куколки, которых я не выпускала до этого в новом образе. В прошлом году я взяла для коллекции куколок, которых больше всего люблю я сама. Теперь же я иду навстречу поклонникам и собираюсь "воскресить" куколок, которых любят они.

Коллекционные и авторские куклы
Выглаженные платьица готовы быть надетыми на новеньких куколок!


В следующем году я собираюсь снова выпустить совершенно новых куколок, самое главное, чтобы было здоровье у меня и у моего мужа. Потому что создание новой головки - это работа трех-четырех месяцев.

Я немного уменьшила свои коллекции и свою студию для того, чтобы иметь возможность больше времени проводить с семьей и чтобы плавно завершить свое творчество. Три мои сотрудницы вышли на пенсию, и я не могу их никем заменить. Они "выросли" со мной, были всегда очень надежными, потому что очень хорошо знали, что важно для меня, что является для меня приоритетом при создании кукол. Это незаменимо! Конечно, они даже будучи на пенсии приходят ко мне, чтобы помогать, но это уже не будет продолжаться долго. Поэтому я уменьшила свои коллекции, чтобы качество не страдало. Чтобы я не должна была снова обучать новых сотрудников, которые только года через три будут помогать мне на таком же уровне, с таким же качеством.

Коллекционные и авторские куклы
В студии Хайди Плюсцок, которая располагается на втором этаже ее дома.

Коллекционные и авторские куклы
Сидя за этим столом, помощницы автора вносят свою лепту в кукольное искусство.
Я думаю, на такие рабочие условия согласились бы очень многие :))



О.Г.: А Вы не думали о том, чтобы отдать права на использование некоторых молдов другим фирмам, чтобы они выпускали куколок под маркой Heidi Plusczok?

Х.П.: Я уже имела такой опыт с фирмой ZAPF. Они выпускали прекрасных кукол, для коллекционеров все было хорошо. Но это была уже не я! Мои куклы больше не были частью меня, потому что я должна была говорить другим людям, как они должны расписывать личики, какой должна быть прическа, платья... Меня, конечно, всегда спрашивали, но я ощущала, что практически не имела возможности ответить "нет". Своих куколок я всегда одеваю в ткани из натуральных материалов - хлопок, лен; никакой синтетики. А фирма ЦАПФ использовала очень много синтетических материалов, несмотря на то, что я высказывалась против.

Коллекционные и авторские куклы
Victoria (справа) (65 см) и Nicoletta (слева) (70 см), лимит каждой - 850 экземпляров. Производство Zapf Creations.


Я не знаю, смогу ли я пройти это снова. Когда ты уже столько лет делаешь кукол, сможешь ли ты снова отдать собственные идеи в чьи-то руки... Я не знаю. Если бы это была моя внучка, которая захотела перенять мою фирму, то для нее да. Здесь я смогла бы сказать ей, как и что нужно делать. Но ей еще только 14! Хотя она помогает мне немного и уже говорила: "Бабушка, если захочешь закончить с куклами, то я с удовольствием буду продолжать и все смогу!" (смеется) Она все-таки еще очень молода чтобы понимать, что это значит - самостоятельно управлять фирмой.

Коллекционные и авторские куклы
Внучка фрау Плюсцок Инка.


Я не строю пока никаких планов на будущее. У меня постоянно меняется взгляд на то, как оно должно выглядеть. Потому что я замечаю, что на самом деле просто не могу перестать делать кукол. Все мои друзья говорят мне то же самое: ты будешь что-нибудь делать до самого конца. Не в таком объеме, конечно, но тем более ценными будут мои создания.

Коллекционные и авторские куклы
В подготовке новой коллекции к отправке...


Когда-то я со своими помощницами выпускала по 17 кукол в коллекции! И у каждой был лимит по 120 экземпляров. (Это 2.040 кукол!) И у нас не оставалось ни одной! Все раскупалось! Это было настоящее сумасшествие! Что тогда творилось в моем доме! О личной жизни вообще можно было не вспоминать. Я же практически живу в своей студии, которая располагается на втором этаже дома. Но я все равно старалась оставлять себе такие "островки", свободные от кукол. Здесь, на первом этаже, Вы ведь никогда не видели у меня ни одной куклы, правда?

О.Г.: Ну, разве что кроме этой, которую я только что "стащила" для себя из Вашей кладовой :))

Х.П.:
(смеется) Здесь внизу куклы могут стоять лишь непродолжительное время, когда я придумываю им окончательный образ. Тогда они должны быть рядом со мной, перед глазами. Вечером, к примеру, когда я смотрю телевизор, я бросаю взгляд на куколку и думаю: нет, прическу надо все-таки изменить, так мне не нравится. Примерно неделю перед фотосессией и оформлением каталога они стоят на первом этаже. Тогда я их "впускаю" в нашу частную жизнь, потому что я могу отдыхать вечером сидя в кресле и наблюдать за ними. Это совсем не то же самое, как когда я смотрю на них за своим рабочим столом. Здесь я могу от них немного абстрагироваться, потому что они не находятся непосредственно передо мной. Точно так же необходимо держать иногда дистанцию от куколки в процессе лепки. Я беру головку, которую леплю, ставлю ее на камин и сижу, периодически на нее поглядывая. Тогда я начинаю видеть какие-то ошибки и знаю, что именно мне на следующий день нужно будет изменить.

О.Г.:
А что для Вас сейчас означает кукла?

Х.П.:
В принципе, то же самое, что и самая моя первая кукла. (Я сейчас говорю о моделировании.) Это всегда испытание, всегда определенная борьба. Всегда наплыв идей в голове, которые я в процессе лепки должна разложить по полочкам. Потому что невозможно вложить их все в одну куклу. Но весь этот путь до того момента, когда перед тобой стоит готовая кукла, он до сих пор не стал для меня рутиной! Это до сих пор для меня приключение! Всегда вызов! Так оно и будет. В этом смысле ничего для меня не изменилось. Менялось для меня только то, что времени, которое было мне отведено для моделирования, для творческой части, становилось все меньше из-за того, что оставшаяся часть года превращалась для меня в логистику. Я сидела за компьютером, а мои сотрудники наверху делали кукол за большим столом. У каждого было свое задание: кто-то вставлял глаза, кто-то приклеивал реснички, парички, кто-то гладил одежду... Но каждый доводил свою часть работы до совершенства. Я одна из немногих кукольниц, у которой наименьшее количество рекламаций. В год, когда мы отправляли по 500 кукол, только две возвращались назад, потому что мы где-то совершили ошибку. Я всегда могла положиться на своих помощников и не могу их никем заменить. Они научились смотреть моими глазами, подходить к кукле с моей требовательностью.

Коллекционные и авторские куклы
Любимые малышки Хайди Плюсцок - Candy (27 см, лимит 120 экземпляров, 2006 год), Sandra Special (30 см, молдик из коллекции 2008 года) и Klara Special (26 см, молдик из коллекции 2012 года). 


О.Г.:
Какие другие хобби есть еще у Вас кроме кукол?

Х.П.:
Кататься на велосипеде! Хотя это на самом деле не столько хобби, сколько наш стиль жизни. Мы всегда, в каждый отпуск, когда мы отдыхаем в Германии, берем с собой велосипеды. Мы даже специально купили такую модель автомобиля, на которую можно без труда их крепить, еще и для чемоданов много места остается. И эти путешествия по стране для нас всегда самые любимые. Потому что мы любой город можем объехать на велосипеде.

Хобби - это мой сад. И на это хобби у меня, к сожалению, не всегда хватает времени.

Коллекционные и авторские куклы

(Хайди Плюсцок оборачивается к окну, выходящему в ее сад и показывает на ярко раскрашенное дерево.)

Вот это дерево в саду: с ним связана очень красивая и грустная история. Когда-то это было мое любимое дерево; оно имело шарообразную крону, и я очень любила сидеть в его тени. (Летом я работаю на улице, на террасе, чтобы дышать свежим воздухом, а самое главное, чтобы иметь ощущение свободы.) И мой садовник сказал мне прошлой осенью, что это дерево обязательно нужно постричь. Он очень хорошо и красиво все сделал, вот только дерево весной не распустилось... И оно продолжало стоять, мертвое. А у меня просто не поднялась рука, чтобы его спилить, потому что мне оно было дорого.

Коллекционные и авторские куклы

Коллекционные и авторские куклы

И вот однажды этим летом, когда моя сестра была уже очень тяжело больна, и я знала, что ей осталось, должно быть, всего несколько дней... солнечным воскресным утром я сидела в саду и поняла, что просто не могу больше выносить вида этого печального дерева! Оно мне так напоминало о том, что ее жизнь подходит к концу...

И я, наверное, захотела доказать самой себе, что у меня есть какая-то власть и возможность что-то вернуть, сохранить жизнь чему-то, что уже предназначено смерти. И я принесла свои баночки с красками и раскрасила свое дерево! И в течение одного часа оно стало пестрым и ярким! И с тех пор мое "печальное дерево" стало для меня "живущим деревом". Моя сестра очень хотела это увидеть, я сфотографировала его и послала ей фотографию. И ей это дало немного надежды, хочется верить. 

Это путь постепенного принятия. Обреченное на смерть дерево не хранит больше в себе жизнь и когда-то сгниет и рассыплется. Но пока оно стоит ярким и живым на моей террасе. В нем все мои эмоции, все, что я пережила тем утром. Я сказала сама себе, что больше не хочу видеть печаль вокруг себя. Я должна всеми яркими красками, которые вобрала в себя за свою жизнь, раскрасить это печальное дерево!

О.Г.:
Вы когда-нибудь жалели о том, что связали свою жизнь с куклами?

Х.П.: Напротив! Это совершенно особый способ творческой самореализации! А, кроме того, куклы свели меня по жизни с таким большим числом хороших людей! Я очень много путешествовала, пережила много приключений. Куклы "сделали" меня, превратили меня в более уверенную в себе женщину. То, что я научилась управлять фирмой, умею обходиться с подчиненными, умею планировать, работать с компьютером и держусь "на уровне", оставаясь любознательной - этим всем я обязана куклам! Я остаюсь любопытной, и мое любопытство меня еще ни разу не подвело, потому что благодаря куклам я знаю, что в конце всегда выходит что-то интересное! Любопытство - это очень важное мое качество, как я считаю, которое держит меня до сих пор на плаву! Я до сих пор готова к изучению чего-то нового! Это для меня настоятельная потребность. Я никогда не хочу войти в рутину и сказать себе: я уже все испытала. Я хочу всегда чувствовать определенные вызовы, неважно, в какой сфере. И конечно, каждый раз, когда художник получает признание, для него это мотивация двигаться дальше, продолжать соответствовать!

Коллекционные и авторские куклы
Хайди Плюсцок в студии за лепкой куклы в изображении знакомого живописца, Райнхарда Вёрнера. Картина написана в 1987 году.



Ниддерау, 18 октября 2014 года.

Автор интервью и перевода - Ольга Галант.



P.S.: Всех поклонников Хайди Плюсцок приглашаем принять участие в фото-конкурсе, победителей которого будет выбирать сама кукольница!

 

Комментарии

23.12.2016 14:36:18 Ольга М.: Интервью с Фрау Плюсцок
Прочла на одном дыхании! Очень смешанные чувства испытала во время прочтения: восторг, радость, удивление, сожаление, даже боль, все прочувствовала... Великолепное интервью! Я словно сама побывала в гостях у Фрау Плюсцок. Очаровательнейшая женщина, очевидно, что очень добрая, радушная, живущая своим хобби, которое так полюбилось многим кукольникам))) Огромное Вам спасибо, Оленька, за такое интересное интервью!

22.11.2014 15:10:07 Нелли: Интервью с Хайди Плюсцок (Heidi Plusczok)
Прочитала статью с огромным удовольствием! Очень интересно было узнать побольше о любимом авторе. Олечка, спасибо большое, за Ваши публикации!

30.10.2014 19:14:31 Ольга: Интервью с Хейди Плюсцок
Читала, смотрела на одном дыхании! Получила коллосальное удовольствие . Фрау Плюсцок -не только большой художник, вкладывающий в свои работы душу , эмоции , мастерство, но и совершенно очаровательная женщина, гостеприимная хозяйка, прекрасная супруга. Поэтому то , она и создаёт удивительно трогательных, прелестных, нежных Плюшечек! Красоту создают только красивые люди ! Её приезд в Москву - это подарок для Плюшкоманов, да и не только! Спасибо, Оленька, что Вы щедро делитесь информацией и фотоматериалом из жизни Небожителей Кукольного мира. PS. Очень нравится творчество Хейди Плюсцок, а особенно очарована мальчиком Джо, одномолдником Юнки...)))

Оставьте свой комментарий, Ваше мнение очень интересно нам.

Имя
Тема
Текст сообщения
Отправить  |  Очистить

Лента новостей