Кукольное Рождество в Германии. Зарисовки из четвертого дня: SCHALLER - настоящие немецкие Деды Морозы!
23.01.2013После нашего грандиозного путешествия "Кукольное Рождество в Германии" в моей копилочке осталось еще очень много фотографий, опубликовать которые в перегруженное предновогоднее время, увы, не получилось. А ведь я еще не успела поделиться историей чуть ли не о самом интересном и необычном производстве, которое мы посетили на четвертый день нашей экскурсионной программы! Но когда еще рассказывать о мануфактуре настоящих немецких Дедов Морозов, как не накануне китайского нового года?!
Вечером третьего дня нашего путешествия (11 декабря) наконец-то пошел снег... Боюсь, он так и останется "последним снегом", который я увижу за эту зиму! В Германии зимний сезон 2019-2020, к сожалению, тоже экстремально теплый. Тем более ценны и приятны воспоминания о настоящей рождественской сказке, в которую мы попали, заехав в Майльшнитц, небольшой пригород Нойштадта!
А приехали мы сюда по рекомендации Николь Маршоллек-Менцнер, которая всех своих дорогих гостей направляет посмотреть на настоящие немецкие раритеты. Бессменный автор кукол Цвергназе, она как никто другой понимает истинную ценность ручной работы и горой стоит за маркировку "Made in Germany", являющейся знаком качества и верности традициям.
Мануфактура Ino Schaller существует уже больше 120 лет и по-прежнему находится в руках одной семьи. В 1894 году основатель фирмы Карл Шаллер, скульптор по глине и воску, начал создавать формы для фигурок и отливать их из папье-маше. Готовые фигурки затем расписывались и украшались всеми членами семьи, в том числе и детьми. Вообще детский труд в конце 19 - начале 20 в.в. был особенно широко распространен в регионе игрушечной промышленности, где многие производственные операции выполнялись надомным способом, в котором вынуждены были участвовать все члены семьи от мала до велика. Многих детей отрывали от школьного обучения, так как любые дополнительные "руки" был необходимы для выживания семьи.
Но вернемся к папье-маше. Вопреки распространенному представлению, папье-маше - это не только поделки из кусочков газеты, которыми дети оклеивают пластилин на школьных уроках ИЗО. Как материал, папье-маше появился в 19 веке в уже известных нам городах Нойштадт и Зоннеберг, где активно развивалась игрушечная индустрия. Первоначально это была смесь из муки и клея, состав которой со временем совершенствовался. На каждом производстве существовала своя уникальная рецептура, со своими особыми добавками, которую хранили в секрете.
Сперва из папье-маше делали формы, которые использовали в качестве емкостей для сладостей. Примерно с 1920-х г.г. папье-маше стали отливать из жидкой массы, состоящей из бумаги, клейстера и специальных добавок. Из него получались очень легкие, но прочные, приятные и гладкие на ощупь фигурки, куклы и игрушки. В музее игрушечной индустрии в Нойштадте и сегодня можно своими глазами увидеть, как отливали изделия из папье-маше в прежние времена.
Карл Шаллер начал свое небольшое производство с выпуска декоративных фигурок Деда Мороза из папье-маше. Как рассказал нам правнук основателя мануфактуры Томас Шаллер, в то время семья, как и большинство соседей, жила сельским хозяйством, а в холодное время года, долгими зимними вечерами, она занималась производством праздничных украшений, которые неожиданно стали пользоваться большим спросом.
Сын Карла Ино был пекарем, но в 40-х годах перенял отцовскую мануфактуру, которая до сих пор носит его имя - Ino Schaller. В 50-х г.г. фигурки из папье-маше на какое-то время отошли на второй план. Активно развивалась химическая промышленность, и Ино уже вместе со своим сыном Дитером, внуком основателя мануфактуры, поставили на новый материал для своих изделий - пластмассу.
Старая техника папье-маше была почти утрачена. Но на чердаке семейного дома, который рос и развивался вместе с мануфактурой, сохранились красивые старые формы для папье-маше, созданные еще самим Карлом Шаллером. И любопытный правнук Томас, обнаруживший их и проявивший к ним неподдельный интерес, смог воскресить и старую семейную рецептуру материала, и технологический процесс его изготовления. И сегодня настоящий ренессанс переживают именно исторические фигурки из папье-маше, пользующиеся популярностью среди коллекционеров и любителей не только в Европе, но и в Америке.
Мануфактура Ино Шаллера и по сей день структурирована таким образом, что в производственном процессе принимают участие все члены семьи.
Возглавляет фирму четвертое поколение - правнуки Томас Шаллер и его сестра Кристина Шаллер-Франке.
Но третье поколение, родители Томаса и Кристины, по-прежнему активно участвуют в жизни мануфактуры. Они живут на втором этаже в том самом "историческом" доме, а первый этаж и пристройку (с ростом компании были необходимы новые помещения) занимает производство и демонстрационный зал.
Профессионалов всегда можно узнать по тому, что они буквально дышат своим любимым делом и говорят о нем с нежностью, как о любимом ребенке. Входя в дом семейства Шаллер, понимаешь, что попадаешь в окружение именно таких людей. Здесь живут и работают те, чья судьба неотделима от профессионального призвания "создавать для других праздник" и кто болеет за него всей душой.
Особенно приятно бывать здесь в предрождественский период. Холл и коридоры первого этажа дома похожи на волшебный магазин сказочной феи, которая влюбилась в Деда Мороза и размножила его портрет во всевозможных вариациях!
Мануфактура Ино Шаллера - это дом, где царит вечное Рождество. И хотя в производственной палитре присутствуют не только Деды Морозы и рождественские фигурки, но и пасхальный зайчики с разноцветными яичками, и хэллоуинские "страшилки", новогодние украшения все равно занимают в ассортименте фирмы наибольший удельный вес.
Группа русских Снегурочек на фоне Дедов Морозов:
Первое, что невольно вырывается у каждого, кто попадает в демонстрационную комнату мануфактуры Schaller:
- О-о-о!
- У-у-у!
- Ого-о-о!
ТАКОЕ количество Дедов Морозов всех размеров и мастей мало кому посчастливилось видеть.
Здесь можно найти праздничного дедушку на любой вкус: маленького, среднего или большого. В шубе зеленого, красного, золотого, голубого, фиолетового, бирюзового, белого, серебристого и даже розового цвета. Со стразами, блестками, бусинками, стеклярусом; с мехом, тесьмой или бархатом. Покрытого блестящим лаком или матовым. С ручной росписью и без. Доброго или злого (для детишек, которые не очень хорошо вели себя в течение года). С елочкой, с мешком с подарками, с посохом или без ничего.
Для тех, кто уже потерял способность удивляться: Гавайский Дед Мороз! Авторская серия изготовлена по спецзаказу для 50-го американского штата. Одежда украшена летними цветочно-бабочными мотивами, на ногах - шлепки, в руках - зонтик от солнца и солнцезащитные очки. А куда деваться, когда вечное лето, а встретить Рождество хочется по всем канонам?!
А это - Крамбусы. Злые Деды Морозы, которые появились в народных сказаниях Тироли и Австрии. Еще один способ привести в чувство шаловливых, непослушных детей. Такой Дед Морозище не только принесет мешок с угольками вместо желанных подарков, но также измажет сажей щеки и оттаскает за уши!
Но преимущественное большинство Дедов Морозов Шаллер - добрые! Я бы даже сказала, что Дедушек с такими человечными, милыми лицами я еще нигде не встречала! Мне очень понравился один из них, и теперь он стоит у меня на подоконнике, улыбаясь себе в усы и крепко прижимая заснеженную елочку. Вот он, мой Дедушка Мороз:
Количество блесток на Дедах Морозах - дело вкуса. Как рассказал Томас Шаллер, самых "блестящих" Дедушек обычно заказывают американцы. Консервативные европейцы привыкли к более "скромным" и не таким "кричащим" Морозам. Хотя, в целом, Рождество - это праздник ярких огней, фонариков, фейерверков, блесток и переливчатой мишуры. В темное время года это не просто излишество, но необходимость! Поэтому с яркостью можно и поиграть :))
Стоят такие Деды Морозы недешево. Что и понятно: каждую фигурку художники мануфактуры вручную расписывают и кропотливо украшают декоративными элементами. Большинство Дедушек выпускаются небольшими сериями, для каждой из которых разрабатывается свой уникальный дизайн. Существуют и ограниченные лимитированные выпуски, и даже Деды-ООАК! Каждая фигурка снабжается сертификатом аутентичности. Все серьезно, как и у нас, кукломанов :))
Глянем одним глазком на это волшебство?
Белочки, заказанные знаменитым лондонским универмагом Harrods:
Кстати, в рождественском ассортименте мануфактуры Шаллер есть и очень милые зверушки - бархатистые оленята, белочки с настоящими пушистыми (кроличьими) хвостами, а также чуть менее новогодние лошадки, собачки, слоники и даже тигры. Нам посчастливилось посмотреть на "агрегат", с помощью которого пластмассовые фигурки "обрастают мехом":
Но, к сожалению, именно зверушки больше всего страдают от недобросовестной конкуренции вездесущих китайцев. Томас Шаллер рассказал, как буквально недавно им пришлось подать в суд на некоего китайского производителя, который просто нагло скопировал одного из их "фирменных" оленей и беззастенчиво заявился с ним же на международную выставку рождественских украшений в Германию.
Разумеется, все это полумеры, и остановить бесконечный поток дешевых азиатских изделий низкого качества почти что невозможно. Единственный выход - следовать внутренним принципам и уважать авторский труд, талант, вдохновение и время, которые мастер вкладывает в свое искусство.
Интересно, что вечером того же дня мы зашли в один из магазинов Кобурга, в котором был представлен небольшой ассортимент рождественского декора. На полках стояли бархатистые олени, очень похожие на "шаллеровских". Однако при ближайшем рассмотрении стала хорошо заметна разница: флок лежал на фигурках неровно, комочками; местами были "проплешины". Но самое главное - оленьи "лица" были какими-то неживыми, некрасивыми, с асимметрично наклеенными пластмассовыми бусинами глаз...
Можно возразить, что у себя дома никто не будет рассматривать фигурок на полочке: стоят и хорошо. Какая разница, китайские, немецкие... Главное - бюджетно! Но лично для меня разница существует.
Мне важно знать, что у моих оленей или белочек "лица" будут "умными" и "добрыми". Что у моего Деда Мороза длинная история и интересная биография. Что сделаны они все с любовью и уважением к рождественским традициям умелыми, душевными руками, а не наштампованы в огромном цехе, где на соседней линии справа делают "фирменные" французские сумки, а слева - "американские" кроссовки. Потому что это энергетика, которую мы впускаем в свой дом.
P.S.: И напоследок (верные традициям) - фотография с нашим замечательным водителем по имени Зигмунд (не Фрейд, конечно :)), который не просто доставлял из пункта А в пункт В, но подкармливал нас в пути шоколадными конфетами, поил вкусными напитками (почти безалкогольными :)), рассказывал массу интереснейших историй о местных достопримечательностях и просто создавал чудесную праздничную атмосферу в салоне автомобиля! Еще раз огромное ему спасибо! Кстати, по совместительству он сосед Николь Маршоллек-Менцнер и содержит небольшой отель на высоком холме с прекрасным видом на всю Тюрингию. Когда-нибудь мы непременно остановимся у него в гостях! Но это будет уже совсем другая история!
Вечером третьего дня нашего путешествия (11 декабря) наконец-то пошел снег... Боюсь, он так и останется "последним снегом", который я увижу за эту зиму! В Германии зимний сезон 2019-2020, к сожалению, тоже экстремально теплый. Тем более ценны и приятны воспоминания о настоящей рождественской сказке, в которую мы попали, заехав в Майльшнитц, небольшой пригород Нойштадта!
А приехали мы сюда по рекомендации Николь Маршоллек-Менцнер, которая всех своих дорогих гостей направляет посмотреть на настоящие немецкие раритеты. Бессменный автор кукол Цвергназе, она как никто другой понимает истинную ценность ручной работы и горой стоит за маркировку "Made in Germany", являющейся знаком качества и верности традициям.
Мануфактура Ino Schaller существует уже больше 120 лет и по-прежнему находится в руках одной семьи. В 1894 году основатель фирмы Карл Шаллер, скульптор по глине и воску, начал создавать формы для фигурок и отливать их из папье-маше. Готовые фигурки затем расписывались и украшались всеми членами семьи, в том числе и детьми. Вообще детский труд в конце 19 - начале 20 в.в. был особенно широко распространен в регионе игрушечной промышленности, где многие производственные операции выполнялись надомным способом, в котором вынуждены были участвовать все члены семьи от мала до велика. Многих детей отрывали от школьного обучения, так как любые дополнительные "руки" был необходимы для выживания семьи.
Но вернемся к папье-маше. Вопреки распространенному представлению, папье-маше - это не только поделки из кусочков газеты, которыми дети оклеивают пластилин на школьных уроках ИЗО. Как материал, папье-маше появился в 19 веке в уже известных нам городах Нойштадт и Зоннеберг, где активно развивалась игрушечная индустрия. Первоначально это была смесь из муки и клея, состав которой со временем совершенствовался. На каждом производстве существовала своя уникальная рецептура, со своими особыми добавками, которую хранили в секрете.
Сперва из папье-маше делали формы, которые использовали в качестве емкостей для сладостей. Примерно с 1920-х г.г. папье-маше стали отливать из жидкой массы, состоящей из бумаги, клейстера и специальных добавок. Из него получались очень легкие, но прочные, приятные и гладкие на ощупь фигурки, куклы и игрушки. В музее игрушечной индустрии в Нойштадте и сегодня можно своими глазами увидеть, как отливали изделия из папье-маше в прежние времена.
Карл Шаллер начал свое небольшое производство с выпуска декоративных фигурок Деда Мороза из папье-маше. Как рассказал нам правнук основателя мануфактуры Томас Шаллер, в то время семья, как и большинство соседей, жила сельским хозяйством, а в холодное время года, долгими зимними вечерами, она занималась производством праздничных украшений, которые неожиданно стали пользоваться большим спросом.
Сын Карла Ино был пекарем, но в 40-х годах перенял отцовскую мануфактуру, которая до сих пор носит его имя - Ino Schaller. В 50-х г.г. фигурки из папье-маше на какое-то время отошли на второй план. Активно развивалась химическая промышленность, и Ино уже вместе со своим сыном Дитером, внуком основателя мануфактуры, поставили на новый материал для своих изделий - пластмассу.
Старая техника папье-маше была почти утрачена. Но на чердаке семейного дома, который рос и развивался вместе с мануфактурой, сохранились красивые старые формы для папье-маше, созданные еще самим Карлом Шаллером. И любопытный правнук Томас, обнаруживший их и проявивший к ним неподдельный интерес, смог воскресить и старую семейную рецептуру материала, и технологический процесс его изготовления. И сегодня настоящий ренессанс переживают именно исторические фигурки из папье-маше, пользующиеся популярностью среди коллекционеров и любителей не только в Европе, но и в Америке.
Мануфактура Ино Шаллера и по сей день структурирована таким образом, что в производственном процессе принимают участие все члены семьи.
Возглавляет фирму четвертое поколение - правнуки Томас Шаллер и его сестра Кристина Шаллер-Франке.
Но третье поколение, родители Томаса и Кристины, по-прежнему активно участвуют в жизни мануфактуры. Они живут на втором этаже в том самом "историческом" доме, а первый этаж и пристройку (с ростом компании были необходимы новые помещения) занимает производство и демонстрационный зал.
Профессионалов всегда можно узнать по тому, что они буквально дышат своим любимым делом и говорят о нем с нежностью, как о любимом ребенке. Входя в дом семейства Шаллер, понимаешь, что попадаешь в окружение именно таких людей. Здесь живут и работают те, чья судьба неотделима от профессионального призвания "создавать для других праздник" и кто болеет за него всей душой.
Особенно приятно бывать здесь в предрождественский период. Холл и коридоры первого этажа дома похожи на волшебный магазин сказочной феи, которая влюбилась в Деда Мороза и размножила его портрет во всевозможных вариациях!
Мануфактура Ино Шаллера - это дом, где царит вечное Рождество. И хотя в производственной палитре присутствуют не только Деды Морозы и рождественские фигурки, но и пасхальный зайчики с разноцветными яичками, и хэллоуинские "страшилки", новогодние украшения все равно занимают в ассортименте фирмы наибольший удельный вес.
Группа русских Снегурочек на фоне Дедов Морозов:
Первое, что невольно вырывается у каждого, кто попадает в демонстрационную комнату мануфактуры Schaller:
- О-о-о!
- У-у-у!
- Ого-о-о!
ТАКОЕ количество Дедов Морозов всех размеров и мастей мало кому посчастливилось видеть.
Здесь можно найти праздничного дедушку на любой вкус: маленького, среднего или большого. В шубе зеленого, красного, золотого, голубого, фиолетового, бирюзового, белого, серебристого и даже розового цвета. Со стразами, блестками, бусинками, стеклярусом; с мехом, тесьмой или бархатом. Покрытого блестящим лаком или матовым. С ручной росписью и без. Доброго или злого (для детишек, которые не очень хорошо вели себя в течение года). С елочкой, с мешком с подарками, с посохом или без ничего.
Для тех, кто уже потерял способность удивляться: Гавайский Дед Мороз! Авторская серия изготовлена по спецзаказу для 50-го американского штата. Одежда украшена летними цветочно-бабочными мотивами, на ногах - шлепки, в руках - зонтик от солнца и солнцезащитные очки. А куда деваться, когда вечное лето, а встретить Рождество хочется по всем канонам?!
А это - Крамбусы. Злые Деды Морозы, которые появились в народных сказаниях Тироли и Австрии. Еще один способ привести в чувство шаловливых, непослушных детей. Такой Дед Морозище не только принесет мешок с угольками вместо желанных подарков, но также измажет сажей щеки и оттаскает за уши!
Но преимущественное большинство Дедов Морозов Шаллер - добрые! Я бы даже сказала, что Дедушек с такими человечными, милыми лицами я еще нигде не встречала! Мне очень понравился один из них, и теперь он стоит у меня на подоконнике, улыбаясь себе в усы и крепко прижимая заснеженную елочку. Вот он, мой Дедушка Мороз:
Количество блесток на Дедах Морозах - дело вкуса. Как рассказал Томас Шаллер, самых "блестящих" Дедушек обычно заказывают американцы. Консервативные европейцы привыкли к более "скромным" и не таким "кричащим" Морозам. Хотя, в целом, Рождество - это праздник ярких огней, фонариков, фейерверков, блесток и переливчатой мишуры. В темное время года это не просто излишество, но необходимость! Поэтому с яркостью можно и поиграть :))
Стоят такие Деды Морозы недешево. Что и понятно: каждую фигурку художники мануфактуры вручную расписывают и кропотливо украшают декоративными элементами. Большинство Дедушек выпускаются небольшими сериями, для каждой из которых разрабатывается свой уникальный дизайн. Существуют и ограниченные лимитированные выпуски, и даже Деды-ООАК! Каждая фигурка снабжается сертификатом аутентичности. Все серьезно, как и у нас, кукломанов :))
Глянем одним глазком на это волшебство?
Белочки, заказанные знаменитым лондонским универмагом Harrods:
Кстати, в рождественском ассортименте мануфактуры Шаллер есть и очень милые зверушки - бархатистые оленята, белочки с настоящими пушистыми (кроличьими) хвостами, а также чуть менее новогодние лошадки, собачки, слоники и даже тигры. Нам посчастливилось посмотреть на "агрегат", с помощью которого пластмассовые фигурки "обрастают мехом":
Но, к сожалению, именно зверушки больше всего страдают от недобросовестной конкуренции вездесущих китайцев. Томас Шаллер рассказал, как буквально недавно им пришлось подать в суд на некоего китайского производителя, который просто нагло скопировал одного из их "фирменных" оленей и беззастенчиво заявился с ним же на международную выставку рождественских украшений в Германию.
Разумеется, все это полумеры, и остановить бесконечный поток дешевых азиатских изделий низкого качества почти что невозможно. Единственный выход - следовать внутренним принципам и уважать авторский труд, талант, вдохновение и время, которые мастер вкладывает в свое искусство.
Интересно, что вечером того же дня мы зашли в один из магазинов Кобурга, в котором был представлен небольшой ассортимент рождественского декора. На полках стояли бархатистые олени, очень похожие на "шаллеровских". Однако при ближайшем рассмотрении стала хорошо заметна разница: флок лежал на фигурках неровно, комочками; местами были "проплешины". Но самое главное - оленьи "лица" были какими-то неживыми, некрасивыми, с асимметрично наклеенными пластмассовыми бусинами глаз...
Можно возразить, что у себя дома никто не будет рассматривать фигурок на полочке: стоят и хорошо. Какая разница, китайские, немецкие... Главное - бюджетно! Но лично для меня разница существует.
Мне важно знать, что у моих оленей или белочек "лица" будут "умными" и "добрыми". Что у моего Деда Мороза длинная история и интересная биография. Что сделаны они все с любовью и уважением к рождественским традициям умелыми, душевными руками, а не наштампованы в огромном цехе, где на соседней линии справа делают "фирменные" французские сумки, а слева - "американские" кроссовки. Потому что это энергетика, которую мы впускаем в свой дом.
P.S.: И напоследок (верные традициям) - фотография с нашим замечательным водителем по имени Зигмунд (не Фрейд, конечно :)), который не просто доставлял из пункта А в пункт В, но подкармливал нас в пути шоколадными конфетами, поил вкусными напитками (почти безалкогольными :)), рассказывал массу интереснейших историй о местных достопримечательностях и просто создавал чудесную праздничную атмосферу в салоне автомобиля! Еще раз огромное ему спасибо! Кстати, по совместительству он сосед Николь Маршоллек-Менцнер и содержит небольшой отель на высоком холме с прекрасным видом на всю Тюрингию. Когда-нибудь мы непременно остановимся у него в гостях! Но это будет уже совсем другая история!